ДОБРО И ЗЛО  > Статьи и отрывки

Ю. Новиков

Атеизм — это вера?

Утверждение о том, что атеизм — это всего лишь разновидность веры, неизменно вызывает у атеистов резкое неприятие. В лучшем случае — безудержное веселье. При этом они тут же вспоминают давно известные шутки: «Лысина — это разновидность причёски», «Лысина — это цвет волос» и другие столь же остроумные и убедительные доводы. А ещё они говорят о своём опыте, знании, о здоровом скептицизме, о мрачном средневековье, где безнадёжно застряли верующие и т.д. Им кажется, что никакие аргументы не могут пошатнуть их раз и навсегда сформированное мировоззрение, где нет места никакому Богу, Творцу. Ну что же, это их право, каждый имеет право верить, во что он хочет.

Но давайте чуть подробнее остановимся на данном вопросе. Для этого мы попробуем перевернуть ситуацию зеркально и оценить сам атеизм с точки зрения его оппонентов.

Итак, мы возьмём всего лишь один, но принципиально важный для любого мировоззрения вопрос: «Откуда всё взялось?». Имеются в виду вселенная, жизнь, человек. Любой атеист на этот вопрос тут же ответит, что это известно каждому школьнику. Был, мол, Большой Взрыв, который породил расширяющуюся вселенную с галактиками, звездами, планетами. А потом путём случайного сочетания элементарных частиц, атомов, молекул возникла жизнь. И, наконец, в результате случайных мутаций жизнь всё усложнялась и усложнялась, пока не появился человек. Конечно, это потребовало многих миллионов и миллиардов лет. Но не было никакого разумного вмешательства, никакого организующего начала, никакого Творца.

Однако каждый здравомыслящий человек на основе своего опыта знает, что в результате любого взрыва не может возникнуть ничего более сложного, чем было до взрыва. В лучшем случае, взрыв разбросает то, что уже было. В худшем — будет разрушение, разрыв, измельчение, увеличение хаоса. Можно ли поверить, что бывает суперсозидательный взрыв, способный породить сложнейший организм вселенной? Если провести хоть миллион разных взрывов, никогда не получишь ничего кроме пыли, мусора и вредных газов. Разум отказывается верить в созидательную силу слепой стихии несмотря на любые математические модели и заверения учёных. Как говорил Станиславский: «Не верю!». Такой вот здоровый скептицизм.

Далее. Вот появилась неживая природа. Но потом она почему-то вдруг стала усиленно меняться, причём именно в направлении резкого усложнения структуры. И появились живые клетки, которые отстоят от неживой природы гораздо дальше, чем любые человеческие изделия и изобретения. Ведь каждая живая клетка содержит в себе множество молекулярных машин, случайное появление каждой из которых практически невозможно. В каждой клетке сами собой происходят тысячи сложных химических реакций. Мало того, клетка ещё и живёт, то есть рождается, питается, избавляется от отходов, размножается, порождая себе подобных, а иногда и движется. И вот это чудо природы — продукт слепой толчеи атомов и молекул? Опять же: «Не верю!». Опыт подсказывает, что само собой ничего сложного и полезного не возникает. Дома разрушаются, техника ломается, книги рассыпаются, но никогда все они сами не появляются из ничего. Здоровый скептицизм и тут не даёт принять предлагаемую гипотезу.

Что там дальше? Ах да, случайная толчея отдельных живых клеток порождает многоклеточные организмы, которые путём опять же случайной эволюции формирует человека. И снова здравый смысл отказывается это принять. Какая ещё эволюция? Конечно, иногда рождаются живые организмы с разными отклонениями, но они почти всегда нежизнеспособны, уродливы, хуже приспособлены к жизни, чем нормальные организмы, часто не могут дать потомство. С чего это вдруг появятся полезные отклонения, причём массово и в одном месте? Ведь без этих двух условий закрепление возникших полезных отклонений просто невозможно. И никто никогда не сможет доказать, что человек лучше приспособлен к окружающей среде, чем крысы, тараканы, грибы, бактерии или вирусы. Человек, конечно, существует, но рождается он всегда только от человека, впрочем, как и любое живое существо — только от такого же существа. Конечно, из собаки можно сделать множество абсолютно не похожих друг на друга пород собак. Но даже в страшном сне нельзя представить, что в результате какого-то многолетнего отбора из собаки можно сделать кошку, медведя, кита, человека. Снова — «Не верю!». Такой вот здоровый скептицизм.

Два слова о средневековье. Да, там было много заблуждений. Например, некоторые средневековые учёные утверждали, что домовые мыши появляются сами собой из скоплений пыли. И к какой же точке зрения были ближе эти наивные учёные? Конечно, к эволюционной, атеистической, ведь они считали, что более простое само собой порождает более сложное.

Так что, как видим, вера атеизма легко разбивается о доводы разума, повседневный опыт и здоровый скептицизм.

Конечно, атеисты могут возразить, что их мировоззрение основано не на вере в рассказы неграмотных попов, а на доверии к утверждениям образованнейших учёных. Поэтому даже сравнивать атеизм с верой в Бога нелепо. Но, как известно, среди попов всегда было много атеистов. А вот значительная часть даже современных учёных искренне верит в Бога, не говоря уже о великих учёных прошлого. Так что и этот довод ничего не меняет.

И последнее, о чём необходимо тут сказать. Ни одна вера, в том числе и атеизм, никогда не может гарантировать ни то, что человек будет праведником, ни то, что человек будет грешником. Каждый из нас всегда свободен в выборе между добром и злом. Так что не стоит зацикливаться на вопросах веры, на спорах о вере, на разоблачении других вер. Главное — это поступки человека, его мысли, слова и дела. Главное — сколько добра и зла сделал человек в своей жизни. Только так и можно оценивать человека. Оценивать без оглядки на его веру.


ДОБРО И ЗЛО  > Статьи и отрывки

???????@Mail.ru