ДОБРО И ЗЛО  > Статьи и отрывки

Ю. Новиков

Чужие грехи

Когда речь заходит о чужих грехах, многие люди спешат отстраниться, отгородиться от этой темы, занять позицию стороннего наблюдателя. «Меня это не касается», «Это не моё дело», «Я отношусь к этому нормально», «Если им это доставляет удовольствие, то и пускай», «Я толерантный человек» — вот такие и подобные оправдания часто можно услышать при этом. А действительно, что же человек может сделать, когда греху или пороку предаётся кто-то другой? Бороться со своими грехами — тут всё ясно, тут всё под полным личным контролем. А как быть с чужими грехами? Нужно ли хоть как-то в это вникать, пытаться что-то сделать? Ведь это прежде всего проблема тех, кто грешит, кто будет сам отвечать за свои грехи. Давайте попробуем разобраться.

Да, в своей жизни и после неё мы несём ответственность только за опыт своей души, за свои мысли, слова и дела. За других людей мы отвечаем только в редких случаях: когда они от нас зависят, когда они следуют нашим указаниям, когда мы ведём их за собой и т.д. Понятно, что обычно те люди, которые выбирают грех, делают это без нашего участия и влияния. Так что прямой нашей ответственности за их поведение быть не может в принципе. Но, тем не менее, наша реакция на любой грех, даже чужой — это тоже опыт нашей души, это тоже наши поступки: мысли слова и дела. И вот тут уже отвертеться не получится. Отказ от оценки зла или даже согласие с ним, признание его нормой — это прямое соучастие в злых делах, за которое отвечать тоже придётся.

Так какая же реакция должна быть на чужие грехи?

Прежде всего — мысленная. Надо мысленно безоговорочно осудить данный грех. Надо мысленно отречься от него, пообещать себе, что вы никогда не будете следовать ему, никогда не станете признавать его не стоящим внимания и осуждения. Надо осознать всю мерзость, всю опасность данного греха для мира и человечества, если правители вдруг вздумают признать его нормой.

Вторая реакция — словесная оценка. Никогда не надо отказываться от осуждения данного греха на словах. Надо честно говорить и писать об этом без всякого опасения кому-то не понравиться, кого-то обидеть, кого-то настроить против себя. Средств для общения, для обмена мнениями сейчас много, надо ими пользоваться. Словесная реакция — это уже более действенный поступок, чем мысленное осуждение. Здесь мы уже открыто вступаем в реальную борьбу со злом. Да, это может быть опасно, но только такое поведение достойно человека.

Наконец, третья реакция — дела. Если есть хоть какая-то возможность повлиять на грешащих людей, надо её использовать. Например, если вы врач, полицейский, законодатель, учитель, то такие возможности определяются вашими служебными полномочиями. Запретить, предупредить о вредных последствиях, даже изолировать от общества — способов пресечения греха может быть много. Если же возможностей прямо повлиять на грешащих людей у вас нет, то хотя бы не надо ни в чём им помогать своим действием или бездействием. Это уже неплохо.

Вот таким образом из чужих грехов можно извлечь полезный, положительный опыт для своей души, внести хоть какой-то вклад в борьбу со злом. Если же опыт не будет положительным, то он, вполне возможно, будет отрицательным.

А теперь рассмотрим несколько жизненных примеров. Будем идти от лёгких грехов к более тяжёлым.

Итак, пусть две подружки каждый день встречаются и пьют чай с тортом, пирожными, конфетами. Да, грех обжорства не так велик. Подружкам грозят всего лишь ожирение и сахарный диабет. Так как же к этому относиться? Ну, прежде всего, решить для себя никогда не становиться обжорой и сладкоежкой. И детям своим не позволять встать на этот гибельный путь. Можно попробовать поговорить с подружками, предупредить об опасностях, дать почитать медицинские брошюрки. И уж, понятное дело, нигде не говорить и не писать, что это нормально, что это только их личное дело.

Второй пример. Три приятеля регулярно собираются в гараже и распивают водку. Этот грех уже серьёзнее, так как алкоголь разрушает весь организм и даже может довести до смерти. Но помимо этого от такого пьянства страдают и окружающие. Например, пьянчуги устраивают драки во дворе, тратят большие суммы из семейного бюджета, бьют своих жен и детей. Как быть? Опять же, прежде всего решить для себя, что сам ты таким не будешь никогда. Далее — осуждать пьянство в разговорах с соседями, в сети. Никаких оправданий, мол им же так хорошо вместе. Можно попробовать убедить пьянчуг заняться чем-нибудь полезным, чтобы не маялись от безделья. Иногда стоит и полицию вызвать для пресечения дебоша.

Третий пример. Телевизионный пропагандист постоянно распространяет ложь, нахваливает существующие порядки, запугивает всех несогласных с ними людей суровыми репрессиями. Да, можно просто перестать смотреть телевизор, что сделали уже очень многие. Но этого мало. Надо раз и навсегда сказать себе, что ты не станешь так врать даже за большие деньги и благосклонность начальства. Надо постоянно осуждать лживость и продажность пропаганды. Надо распространять правду среди родных, друзей, знакомых. Надо выявлять в пропаганде противоречия и подтасовки, а они там всегда имеются. Вот только такое поведение, а не пассивное сидение в норе даёт полезный опыт душе.

Ещё пример. Чиновник-взяточник и бизнесмен-взяткодатель. Им очень комфортно и удобно вместе, они получают кучу удовольствия. Вот только стране и людям наносят при этом огромный вред. Как к этому относиться? Да всё так же. Для начала сказать себе, что сам никогда не будешь брать с них пример, что тебе нужды народа и страны гораздо ближе, чем интересы собственного кармана. И детей будешь воспитывать в презрении к таким мошенникам и хапугам. Дальше — безоговорочно осуждать устно и письменно взяточничество и связанное с ним казнокрадство, не искать в них положительных моментов, не пытаться выдать их за неизбежное зло. Если есть явные доказательства вины этих преступников, можно попробовать подключить прокуратуру и суд. Но опасности здесь уже очень велики.

Следующий пример. Трое «стражей порядка» волокут по асфальту пожилую женщину в наручниках, ещё и пиная её при этом ногами. Или они же избивают дубинками лежащего на земле подростка. Так что же, нам закрыть глаза на это? Но какой тогда опыт получит наша душа? Явно же не положительный. Опять же прежде всего надо понять, что в обоих этих случаях творится явное зло. И затем решить для себя, что я никогда не буду поступать таким образом даже под угрозой увольнения, даже по приказу самого высшего начальства. И детей воспитаю так же, внушая им, что беззащитных, слабых людей нельзя бить ни при каких условиях. А дальше — решительное осуждение такой жестокости на словах и в сетях. Не пытаться оправдать действия садистов никакими соображениями, зато безоговорочно поддерживать жертв насилия. Требовать увольнения этих «стражей» и сурового наказания для них. Совсем хорошо, если удастся подключить их начальство, прокуратуру и суд.

Последний пример — гомосексуализм. Да, многолетняя активная пропаганда немало сделала для того, чтобы этот тягчайший грех современные люди воспринимали как некую разновидность нормы. Многие уже всерьёз считают, что раз извращенцам хорошо, раз они счастливы, то и пусть делают что хотят, не будем лезть в их спальню. Но дело-то в том, что никакая пропаганда не может изменить моральные законы, положенные Творцом в основу мира. Так что грех всегда остаётся грехом, а порок остаётся пороком. И как же нам тогда действовать в этом случае? Опять же по описанному алгоритму. Прежде всего решить для себя, что этот грех глубоко омерзителен и категорически неприемлем. То есть мысленно отречься от него как для себя, так и, что ещё важнее, для своих детей. А потом — не бояться называть вещи своими именами, не покрывать, не оправдывать зло. Осуждать этот тяжелейший порок и любые попытки его пропаганды, вовлечения в него других людей. Говорить и писать об этом, не боясь нарушить навязанные нам правила толерантности.

Напоследок — два важных замечания по теме статьи.

Во-первых, не надо забывать, что зло всегда стремится к расширению, к распространению и разбуханию, так как ему нужна всё большая кормовая база. Поэтому если мы не будем ставить ему преграды, оно разрушит и уничтожит весь мир. Пусть даже это будут преграды только в нашей душе, пусть этой преградой станем только мы сами. Это уже немало. Поэтому, строго говоря, не может быть чужого, далёкого, неопасного зла. Не успеешь оглянуться — и оно уже твоё, тянется к твоей шее и к твоим детям.

Во-вторых, надо всегда помнить, что зло невозможно задобрить, с ним нельзя договориться о ненападении. Мол, я не борюсь со злом, а зло не борется со мной. Нет, с болезнью или паразитом никакие договоры невозможны. Зло всегда против нас, всегда пытается нас или поработить, или уничтожить. А мы должны по мере сил противостоять ему. Конечно, своему злу, своим грехам противостоять проще, но и зло других людей нам никак нельзя оставлять без внимания.


ДОБРО И ЗЛО  > Статьи и отрывки

???????@Mail.ru