ДОБРО И ЗЛО > Статьи и отрывки Ю. Новиков Духовные искания — какова цель?
Поиски своей религии, своего учения, своей жизненной философии — совсем не редкость в наше время. Ничего удивительного в этом нет: информация стала доступной, её теперь легко искать и выбирать. И вот множество людей массово переходят из атеизма в эзотерику, из эзотерики — в христианство, оттуда — в буддизм или ислам. От индуизма перескакивают к китайской философии, от славянского язычества — к каббале и обратно. То кумиром объявляется некий выдуманный индеец, то — выдуманная сибирячка, то — контактёр с инопланетянами, а то и контактёр с самим Всевышним. Все эти метания и шарахания принято называть «духовными исканиями», хотя к настоящей духовности они имеют довольно слабое отношение. Но сейчас речь не об этом. Сейчас поговорим о том, какую цель преследуют все эти мятущиеся люди. Так вот, выясняется, что можно выделить две большие группы «искателей». Представители первой группы преследуют самые благие цели. Они пытаются найти свой путь, который позволит им стать лучше, чище, совершеннее. И когда им кажется, что выбранное ранее учение уводит их в сторону от этой главной цели, предлагает слишком много внешних, неважных, выдуманных людьми элементов, они начинают искать что-то другое. Всё это замечательно, вот только постоянная смена доктрин требует болезненного отказа от прошлых убеждений и кропотливого изучения новых положений. И эта непрерывная сложнейшая работа может поглотить все силы человека и заслонить, а то и заменить собой поистине прекрасную изначальную цель. Что касается представителей второй группы «искателей», то они стремятся совсем к другому. Они вовсе не хотят меняться сами, считая себя безусловным совершенством. Они всего лишь хотят найти такое учение, которое оправдывало бы их собственные убеждения. Им надо найти какое-то внешнее подтверждение своей самовлюблённости. Им надо, чтобы кто-то сказал, что они если и не боги, то, как минимум, полубоги. И любые их поступки оправданы, нормальны, похвальны и прекрасны. В общем, можно сформулировать так: «Одни ищут лестницу, а другие — трон». Остановимся чуть подробнее на мотивах второй группы «искателей». Каждый человек из этой группы ищет в первую очередь что-то своё. Например, воры хотят найти оправдание своему воровству, своей безудержной жадности. Кто-то ищет оправдания своему властолюбию, кто-то — своей жестокости, кто-то — своей лживости, кто-то — своей наркомании. Грехов и пороков, как известно, существует много, а людей, подверженных им, — ещё больше. И, конечно же, многие пытаются найти оправдание своей сексуальной распущенности и склонности к сексуальным извращениям. Ведь культ этих пороков усиленно навязывается в последнее время всеми средствами. И люди хотят найти подтверждение, что такое поведение нисколько не предосудительно, не заслуживает ни осуждения, ни наказания. А в первую очередь их «искания» направлены на древние учения, а также экзотические традиции. Потому что научная парадигма внушила всем нам, что развитие человечества идёт непрерывно и однонаправлено от дикости к вершинам цивилизации. И всем кажется, что именно среди наших предков и диких народов проще всего найти восхваление разврата, извращений, вседозволенности. Но на самом деле, это далеко не так. Как-то я услышал по радио беседу с одним путешественником, долгое время изучавшим африканский народ, который принято относить к «диким». Ну, ещё бы! Ведь эти люди ходят полуголые, а для охоты используют копья и луки со стрелами. И вот ведущий, выслушав рассказ путешественника, задал самый важный, видимо, для него вопрос: «А как там с сексом? Я вот читал, что у таких народов каждый спит с каждой». Но путешественник его разочаровал: «Там всё очень строго. До свадьбы парню и девушке нельзя даже за руки держаться, не говоря уже о более тесных контактах. Хотя женщины и ходят там с обнажённой грудью». Ведущий был явно разочарован. И вот возникает вопрос: где дикость, а где цивилизация? От чего мы ушли и к чему пришли? Интересно, что многие современные «модники» охотно украшают себя внешними признаками дикарей: сверхоткровенные наряды, татуировки, кольца в носу или пупке, яркие ожерелья и прочее. И хотят они всем этим продемонстрировать окружающим свою полную раскрепощённость, отсутствие всяких комплексов, свободу от моральных запретов. А оказывается, что настоящие «дикари» намного целомудреннее, стыдливее, порядочнее их. Теперь немного о древних учениях. Практически во всех древних традициях очень силён культ рода, культ предков. В древности полагалось знать своих предков до пятого или даже до седьмого колена. И те, кто своих предков не знал, считались презренными изгоями. А вот иная современная «цивилизованная» мамаша (у неё же есть айфон!) не знает даже, кто отец её ребёнка. Нет, она подозревает, что это один из пяти-шести знакомых и не очень знакомых мужчин, но полной уверенности в их причастности нет. О каких предках, о каком роде тут можно говорить? И это считается прогрессом? Ещё один малоизвестный факт. В одной из древнейших мировых религий, зороастризме, самым страшным грехом считался гомосексуализм. Грехами считались и все неестественные формы секса, а также секс вне брака. И это многие тысячелетия назад. Так что и здесь искать оправдания порокам бессмысленно. В древности всё было чисто и строго. А мы тут рассуждаем об однополых браках — одичали совсем. И в заключение — несколько слов о настоящей духовности. Чтобы духовно развиваться, совсем не обязательно долго и тщательно выбирать себе самое-самое верное учение, единственного учителя. Надо просто ежедневно и ежечасно выбирать добро и отказываться от зла. И руководствоваться при этом следует прежде всего своей совестью, а также простыми заповедями, которые одинаковы практически во всех религиях. Жизнь дана нам именно для того, чтобы научиться отличать добро от зла и очищать мир от зла, восстанавливая утраченное добро. Вот на это действительно стоит тратить и силы, и время.
|