ДОБРО И ЗЛО  > Статьи и отрывки

Ю. Новиков

Фанатизм — это зло?

Некоторые читатели, встретив в моих работах утверждение, что любой фанатизм — это зло, начинают возмущаться и разоблачать это моё «заблуждение». Вопросов у них возникает множество: «А как же фанатичная преданность своему делу?», «А как же фанатичное служение науке?», «А как же фанатичная вера в Бога?», «А как же фанатичное делание добра, помощь людям?» И ещё много столь же «неопровержимых» доводов. Ну что ж, давайте разбираться подробнее, кто же прав в данной ситуации.

Конечно, любой готов согласится, что фанатичный убийца, садист, вор, насильник — это однозначно плохо. Тут ни у кого никаких сомнений не возникает. И было бы намного лучше для всех, если бы подобные негодяи не были такими уж активными, самоотверженными, целеустремлёнными, фанатичными в своём служении злу. Фанатизм в данном случае многократно увеличивает масштаб разрушения мира. Всё так.

Но есть же и благие, достойные, высокие цели. И есть люди, которые готовы забыть обо всём, чтобы к этим целям приблизиться самим и приблизить других. Что же может быть плохого в том, что они будут при этом фанатиками? Может быть, такой фанатизм — вовсе и не зло, а самое настоящее добро? Ну что же, давайте рассмотрим несколько примеров.

Итак, фанатичное служение науке.

Когда создавались атомные и водородные бомбы, было много самоотверженных, целеустремлённых, готовых на всё учёных, работавших днями и ночами. Это была потрясающе интересная научная проблема — получение огромной энергии из атомного ядра. И, конечно же, надо было провести массу испытаний, чтобы проверить теоретические расчёты, внести коррективы и улучшения, создать простое и надёжное в применении изделие.

Что же мы получили в результате? А получили мы десятки и сотни тысяч жертв испытаний этих самых бомб как среди солдат, так и среди мирного населения. Получили мы также два разрушенных до основания японских города (Хиросима и Нагасаки) и страшные последствия радиоактивного заражения их жителей, проявляющиеся даже через поколения. Побочным продуктом создания бомб стал так называемый «мирный атом», который тоже время от времени становится совсем не мирным, убивая и калеча людей не хуже бомб (Чернобыль, Фукусима). Да и смертоносные радиоактивные отходы надо куда-то девать. Так может, не надо было быть такими уж фанатичными, может, надо было прежде подумать, чем открывать этот ящик Пандоры?

И то же самое можно сказать о развитии химии, биологии, генетики. Фанатичные учёные и в этих областях успешно всучили человечеству много опаснейших веществ и продуктов. При этом они фанатично убеждали нас, что всё это исключительно на пользу прогрессу, здоровью и благополучию. А когда выяснились вредные побочные эффекты, было уже поздно. Отказаться от навязанного — очень дорого, а безвредной замены так никто и не предложил. Потому что учёные фанатично верили в свою непогрешимость.

Или вот возьмём фанатичное служение медицине. Тут-то уж цель самая высокая — здоровье человека, спасение жизней. Неужели и тут фанатизм вреден? Ещё как вреден. По статистике, на первом месте среди причин смертности — сердечно-сосудистые расстройства, на втором — онкологические заболевания, а вот на почётном третьем — смерть от лечения врачами. И ещё есть данные, что до 85 процентов всех болезней — это результат лечения предыдущих болезней. Врачи постоянно фанатично убеждают нас, что лучше их никто не знает устройство человека, что если не помогут они, то не поможет никто и ничто. Только вот результаты их лечения не слишком впечатляют.

Например, реальный случай. Человека госпитализировали с сильной болью в почке. Диагноз был однозначный — почку надо удалять, иначе пациент долго не проживёт.. Провели операцию, больной очнулся от наркоза и почувствовал, что болит совсем с другой стороны. Оказалось, что удалили ему по ошибке другую почку, которая его совсем не беспокоила. И вот он с этой своей оставшейся больной почкой прожил ещё десятки лет. Фанатичное желание помочь обернулось инвалидностью пациента.

Ну, что там ещё осталось? Да, фанатичное служение Богу. Ну уж тут-то, наверное, всё обстоит хорошо. Ведь все религии зовут к добру и отказу от зла. Но из истории известно немало примеров кровопролитных религиозных войн. Да и жестокие гонения на еретиков, раскольников, иноверцев вряд ли кто-то признает добром. Фанатичное навязывание своей веры неминуемо ведёт к увеличению вражды, ненависти, к страху, насилию, короче говоря, к злу. Фанатики всегда уверены, что знают лучше самого Бога, что нужно Богу. И в стремлении услужить Богу успешно разрушают всё вокруг, все творения Бога.

И последний пример — это желание осчастливить людей, построить рай на Земле. Казалось бы, вот высокая и благородная цель. И совсем не зазорно стремиться к ней фанатично, то есть всеми силами, сметая все препятствия, посвящая этому всю жизнь. Так, может быть, хотя бы здесь фанатизм оправдан? Да, конечно, чаще всего идеологи и вожди этого самого стремления к всеобщему счастью — всего лишь циничные негодяи, стремящиеся к власти и богатству. Но нельзя же отрицать, что во всех странах во все времена были искренне и фанатично верующие в «светлое будущее», не останавливающиеся ни перед чем для его приближения. И что же мы получили в результате? Уничтожение десятков миллионов ни в чём не виноватых людей, разрушение многих культурных и исторических памятников, непомерные расходы на вооружение, навязывание абсолютно нежизнеспособных догм. Снова видим разрушение мира и его частей, то есть зло.

Впрочем, из всего сказанного совершенно неверно делать вывод, что вредному и опасному фанатизму надо противопоставить цинизм, неверие, безразличие, беспринципность, пассивность, лень. Все они ничуть не лучше фанатизма и порой не менее успешно, чем он, работают на разрушение мира. Крайности всегда сходятся и всегда служат злу.

Делать добро во всех формах, конечно же, надо. Нет и не было более высокой цели для любого человека. Именно для этого нам, собственно, и дана жизнь Богом. Просто не надо считать себя самым умным, самым сильным, непогрешимым, способным просчитать все последствия своих действий. Человек и даже человечество в целом несовершенны и не могут безошибочно контролировать не только весь мир, но даже отдельные части мира. Поэтому надо подходить к преобразованию мира очень осторожно, с трезвой головой, взвешенно и ответственно. И стараться не делать того, что нельзя впоследствии исправить. Поэтому слепой фанатизм в этом деле нам совсем не помощник, а наоборот — помеха и прямой враг.


ДОБРО И ЗЛО  > Статьи и отрывки

???????@Mail.ru