ДОБРО И ЗЛО  > Статьи и отрывки

Ю. Новиков

Кот и мышь, волк и заяц (добро и зло в природе)

Из книги «Добро и зло в нашей жизни. Вопросы и ответы»

При разговоре о добре и зле рано или поздно всплывает вопрос о добре и зле в природе. Причем всплывает он обычно в такой форме: «Вот кот хочет съесть мышь. Кто из них прав? На чью сторону встать?». Как вариант: «Заяц убегает от волка. А у волка голодные волчата. Где здесь добро и зло?». Как кажется спрашивающим, подобные вопросы в самой своей постановке содержат единственно возможный ответ: «В природе добра и зла нет». А дальнейшая логическая цепочка очевидна и незатейлива: «Добро и зло существуют только в отношениях между людьми. Следовательно, их придумали люди.  Значит, никакого мирового добра и никакого мирового зла не может быть в принципе. Мораль относительна, религия не имеет смысла». Попробуем разобраться, так ли это, нет ли здесь логической ошибки.

Как известно, религии светлого направления говорят, что зло проявилось и укрепилось в нашем гармоничном, добром мире в результате неправильного выбора — выбора в сторону разрушения мира и его отдельных частей. Каждое из творений Бога имеет ту или иную степень свободы выбора. Наименьшую степень выбора имеют те творения, которые мы относим к неживой природе, наибольшую — человек. Чем больше свобода выбора, тем больше возможность творить зло, служить злу, разрушать себя, окружающих, весь мир. В этой возможности нам нет равных, нам не с кем себя сравнивать. Но эта же свобода выбора дает нам возможность безграничного саморазвития, очищения мира, восстановления его гармонии, приближения себя к Творцу. Какой путь выбрать — зависит от нас. И главное надо помнить: чем больше свобода, тем больше ответственность за ее использование.

Теперь о животных. У них, конечно, больше свобода выбора, чем, к примеру, у камней, рек или растений. Но по сравнению с человеком их свобода крайне мала. Их поведение в значительной степени подчинено инстинктам, разум их приспособлен только для решения повседневных, бытовых проблем. Соответственно вред, который они могут нанести миру, очень ограничен. С другой стороны, и перспективы саморазвития для них довольно проблематичны, очищать мир от зла им не под силу. Говорить о грехах каждого отдельного животного можно в довольно редких случаях. Чаще всего явное зло несут в мир психически ущербные, больные особи.

В норме животным не свойственны многие человеческие грехи и пороки. Хищник, как правило, не убивает больше животных, чем нужно для пропитания ему и его семье, он не убивает просто ради удовольствия (как люди-охотники). При конфликтах из-за территории, из-за самки звери практически никогда не наносят существенных травм сопернику, тем более не убивают его. Им никогда не приходит в голову покорять природу, приспосабливать ее для своих вздорных целей. Они не изобретают новых орудий убийства. Они не придумывают новых средств распространения пороков. Среди зверей нередко можно встретить бескорыстную взаимопомощь. Словом, нам есть чему у них поучиться.

Конечно, зло существует и на уровне животных. Но это зло в основном носит не индивидуальный, а видовой характер. Например, кролики известны своим непомерным обжорством (они могут есть круглосуточно), кроты при конфликтах чаще всего убивают своих соперников, хорек в курятнике душит всех кур, хотя ему хватило бы и одной, крысы и мыши разносят болезни. Кроме того, среди животных распространен паразитизм (жизнь за счет другого).

Теперь о волке и зайце. Сейчас в науке существует такое понятие, как биогеоценоз, как биологическое равновесие. Есть полнота жизни в природе — это гармонично, самодостаточно и самовоспроизводимо, это добро. Нет полноты жизни в природе — это опасно, это грозит разрушением миру, уничтожением жизни, это зло. Хорошо, когда в природе есть и волки и зайцы. Волки, питаясь наиболее слабыми, больными зайцами, способствуют выживанию и процветанию остальных зайцев. Здоровые зайцы, убегая от волков, способствуют вымиранию наиболее слабых, больных волков и процветанию остальных волков. Кстати, вопреки расхожему мнению, далеко не все попытки волка поймать зайца оказываются успешными, чаще всего зайцы убегают. Наиболее очевидным злом во взаимоотношениях зайцев и волков будет уничтожение каким-то психически ненормальным волком по двадцать и более зайцев в день или же полное исчезновение в данном районе зайцев или волков.

Что касается кота и мыши, то здесь ситуация несколько иная. Мыши, как уже отмечалось, разносят опасные болезни, например, чуму, гепатит или туляремию. Мыши уничтожают и портят продукты, паразитируя тем самым на человеке. Кот выполняет охранительную функцию, уничтожая мышей в доме. Мыши в доме должны быть уничтожены, а кота надо затем кормить, чтобы он и в дальнейшем не пускал мышей в дом.

Зло в природе встречается довольно часто. Это и болезни, эпидемии животных и растений. Это опустошительные набеги саранчи и других насекомых-вредителей на растения. Это, наконец, разрушительные землетрясения, оледенения, распространение пустынь, несущие смерть суховеи. Но больше всего зла в природу приносит человек: вырубает леса, засоряет реки, моря, поля, загрязняет воздух, изводит целые виды животных. Короче, зло — это любое нарушение природной гармонии.

Несколько слов о мясоедении, которое напрямую связано с убийством не только в животном мире, но и среди людей. Как известно, большинство религий считает поедание мяса неблаговидным делом. Почти все религии предписывают не есть мясо во время постов и постных дней (в христианстве — примерно половина дней в году). Некоторые религии призывают к полному отказу от мяса. В конце времен, при полном уничтожении зла и торжестве добра, никаких убийств, в том числе и для пропитания в мире не будет. Так что прежде чем судить животных, хищников давайте постараемся сами грешить поменьше.

В заключение — о том, ради чего обычно задаются те самые вопросы о добре и зле в природе. Подразумевается, что раз в природе слабые погибают, их съедают, значит, и людям надо поступать точно так же. Раз слабых зайцев поедают волки, значит, и сильные люди должны уничтожать всех слабых и не сумевших приспособиться людей. Во-первых, как уже отмечалось, животные обычно не уничтожают себе подобных. А во-вторых, не стоит опускаться на уровень животных, с нас спрос за наши поступки будет гораздо более серьезным. У людей есть масса способов выжить и без уничтожения слабейших. При разумном подходе в мире всем всего хватит, только не надо нахватывать себе больше, чем действительно тебе нужно, не надо расталкивать других локтями и идти по чужим головам. Человек тем и отличается от других творений, что на нем лежит максимальная ответственность за сохранение и восстановление гармонии в мире, в том числе в себе самом, в обществе, в природе.


ДОБРО И ЗЛО  > Статьи и отрывки

???????@Mail.ru