ДОБРО И ЗЛО  > Статьи и отрывки

Ю. Новиков

Почему так мало ссылок?

Из книги «Добро и зло в нашей жизни. Вопросы и ответы»

Меня часто спрашивают, почему в моих книгах так мало ссылок на художественную литературу, на философские работы, на древние тексты. Ведь в других книгах на близкие темы без ссылок не обходится ни одна страница. Попробую ответить.

Что должен делать читатель, встречая примерно такую фразу: «Данный вопрос прекрасно разобран в книге N» или же такую: «Почитайте книгу NN, и вы поймете, как обстоит дело»? Если он не читал данные тексты, он почувствует себя уязвленным, у него появится желание отложить данную книгу и сначала прочитать те тексты, на которые ссылается автор, чтобы потом снова вернуться к данной книге. Если ссылок много, то этот процесс может растянуться надолго. В конце концов читатель просто забудет, о чем, собственно, говорил автор исходной книги. Если же читатель знаком с упоминаемыми текстами, то его значимость в собственных глазах растет, и он уже не так внимательно читает дальше.

А что может думать читатель об авторе, который постоянно отсылает его к другим текстам? Что не стоит слишком доверять данному автору. Ведь к чему, собственно, призывает автор? Прочитать других авторов? Но он-то их уже прочитал, однако, видимо, мало что понял, раз не может кратко и доходчиво объяснить своими словами, о чем там говорится. И чему можно научиться у такого автора? Как надо ссылаться на других? Какой смысл тогда в данной книге? Это что — обзор рекомендуемой литературы?

К тому же при ссылке автора на какой-то текст автоматически подразумевается его согласие со всеми высказываниями того, кто написал этот текст. Но эти высказывания могут быть крайне противоречивы, что окончательно запутает читателя.

Представьте себе ситуацию. Кто-то обещает рассказать вам интересную историю, но при этом говорит, что начало истории вам прекрасно расскажет г-н X, середину обстоятельно обдумал и прекрасно излагает г-н Y, а финал истории никто не знает лучше г-на Z. Ну и какой вам прок от такого разговора? Стоит ли слушать еще какие-то истории в том же изложении?

Именно поэтому я стараюсь писать так, чтобы для уяснения рассматриваемой темы читателю не требовалось ничего, кроме моей книги.


ДОБРО И ЗЛО  > Статьи и отрывки

???????@Mail.ru