ДОБРО И ЗЛО  > Статьи и отрывки

Ю. Новиков

По вере или по заслугам?

Как известно, существует два основных мнения о том, по какому принципу оценивается жизнь человека: по его вере или по его заслугам, то есть по поступкам. Есть ещё и третье довольно примитивное мнение, что человек оценивается исключительно по количеству полученных им денег. Но о нём — в других статьях.

Итак, одни люди считают, что главное в жизни человека — это его вера. При этом исключительно важно, во что и в кого человек верит, насколько правильно и глубоко он верит, не изменял ли он своей вере и т.д. А всё остальное — не так уж и важно. Если твоя вера — в кого надо, твёрдая и правильная, то заслуживаешь ты за свою жизнь высочайшую оценку. А вот если ты не верил или верил не так, как нужно, сомневался, то ничто тебя не спасёт от осуждения и наказания.

Другие люди полагают, что главное — не то, во что и как человек верит, а то, как он поступает. Если живёшь правильно, всегда выбираешь добро, отказываешься от зла, улучшаешь себя и мир, то ты выполняешь свою задачу на Земле и твоя жизнь оценивается высоко. А вот если выбираешь неправильный путь, активно работаешь на зло или пассивно ему способствуешь, предпочитаешь деградацию развитию, то никакая вера не сможет тебя оправдать и тебе помочь.

Какая же точка зрения правильная? Или обе они правы по-своему? Доказательств в свою пользу сторонники обеих версий приводят массу, но убедить друг друга никак не могут. Давайте попробуем разобраться.

А для этого представим себе следующую ситуацию.

Вы — мудрый и справедливый учитель и учите своих многочисленных учеников какому-нибудь по-настоящему нужному и полезному делу. Например, медицине, архитектуре, музыке и т.д. Все ваши ученики разные по характеру и по способностям, но вы их всех любите, радуетесь их успехам и огорчаетесь их неудачам. И вот среди этих учеников особенно выделяются двое.

Первый ученик обожает вас, ходит за вами по пятам, ловит каждое ваше слово, превозносит вас при каждом удобном случае, ругает тех учеников, которые с вами недостаточно почтительны, клянётся, что никогда с вами не расстанется, постоянно вас благодарит, дарит вам подарки. Вот только успехов в обучении у него особых нет. Лечит этот ученик людей неважно, умирают у него пациенты. В домах, которые он строит, жить неудобно и даже просто опасно. Музыку, которую он сочиняет, невозможно слушать, уши вянут.

Второй ученик особой почтительностью к вам не отличается, а иногда и вообще делает вид, что не замечает вас. Слов благодарности и подарков вы от него не дождётесь. Зато он прекрасно усваивает все ваши уроки и успешно применяет их на практике. Он излечивает самых безнадёжных больных. Он строит такие дома, из которых не хочется уходить, настолько они комфортны и красивы. Он сочиняет гениальную музыку, которую распевают люди на каждом углу.

Так вот теперь вопрос. Кто из этих двух учеников заслуживает более высокой оценки? Напоминаю, что вы любите всех учеников, вы мудры и справедливы.

Да, наверное, некоторые ответят, что первый ученик им симпатичнее. Но какой же от него прок миру, людям, учителю? Он потратил время своего обучения напрасно и нисколько не стал лучше. То есть подвёл своего учителя, учителю от него одни огорчения.

Зато второй ученик добился больших успехов, он прославил как своё имя, так и имя своего учителя, он сделал счастливыми многих людей. Его благодарность за учёбу — это не славословия учителю, а реальные дела, правильное применение полученных знаний. Так что мудрый учитель должен больше радоваться именно за него, и именно ему полагается самая высокая награда.

Вот точно так же и наша жизнь. Её цель — обучение и развитие нас для приближения к мудрому Творцу и Учителю. Только учимся мы здесь не каким-то конкретным частным профессиям, а жизни, мудрости, то есть умению различать добро и зло и выбирать добро. Впрочем, и профессии, если они нужные и полезные, тоже очень важны. И оценивается наша жизнь, в первую очередь, по результатам этого самого обучения, по тому, насколько мы усвоили уроки и смогли применить их на практике. А всё остальное — вторично.

Но неужели вера совсем уж не имеет значения? Неужели те, кто доказывает важность веры, совсем неправы? Конечно же нет, вера тоже играет большую роль. Но только не основную, а вспомогательную.

Ведь что такое вера? Это основа мировоззрения любого человека, а именно — та часть мировоззрения, которая не подтверждена личным опытом. А вот та часть, которая подтверждена опытом — это знания. Понятно, что знаний всегда меньше, чем веры, потому что опыта у всех нас очень мало. Так что вера ничуть не менее важна, чем знания. Другой вопрос, во что человек верит, кому верит, как верит и как применяет веру на практике.

Здесь стоит отметить, что наша вера всегда неполна, ограничена, упрощена по сравнению с действительностью. Почему? Да потому, что сознание человека гораздо проще как любой части мира, так и мира в целом, тем более, намного проще Творца. Но даже такая неполная вера может быть как правильной, истинной, так и ошибочной, ложной. Так вот, правильная вера очень даже полезна.

И, конечно, неотъемлемой частью веры является наше представление о Боге, о том, есть он или нет, а если есть, то какой он и что хочет от нас. Эта часть веры может быть оформлена в виде какой-нибудь религии, принятой человеком, но может быть и не связанной ни с какой религией. И данная часть веры тоже может быть как истинной, то есть зовущей к добру и отказу от зла, так и ложной, то есть зовущей к злу или просто к отказу от добра.

Каждый человек всегда свободен в выборе между добром и злом. Однако при свободном принятии решений он обязательно обращается не только к своим знаниям, но и к своей вере. Если вера подсказывает правильное решение, выбор добра, а не зла, развития, а не деградации, то её значение огромно. Правда, надо ещё учесть, что человек может и не послушать подсказок своей веры, поступить неправильно, выбрать зло. Но вера тут уже ни при чём. И ответственность человек будет нести не за свою веру, а за то, как он поступил. Хотя, несомненно, имеет определённое значение и то, какую веру он для себя выбрал и насколько правильно он использовал её подсказки, ведь это тоже поступки.

Поэтому совершенно неверны представления о том, что выбор той или иной веры, религии, выполнение тех или иных обрядов, чтение тех или иных книг может стопроцентно гарантировать правильную жизнь человека и её высокую оценку. Как помощь при выборе решения всё это повлиять может, но вот оценка будет всё-таки по принятым решениям, по действиям, по поступкам. Вера без дел мертва.


ДОБРО И ЗЛО  > Статьи и отрывки

???????@Mail.ru