ДОБРО И ЗЛО  > Статьи и отрывки

Ю. Новиков

Призыв к добру — ущемление свободы?

Из книги «Добро и зло в нашей жизни. Вопросы и ответы»

Некоторые читатели моих книг упрекают меня в следующем «противоречии». Допустим, говорят они, мы соглашаемся, что Бог дал человеку полную свободу выбора для саморазвития и самореализации. И зло явилось результатом именно нашего неправильного выбора, выбора в сторону разрушения мира. Но в этом случае никто не имеет права лишать нас этой свободы, дарованной Богом, свободы, включающей в себя право грешить, право творить зло. И получается, что призыв выбирать всегда и везде только добро, призыв развиваться только в одном направлении — в направлении добра — представляет собой попытку ущемить нашу свободу, лишить нас Божественного дара свободы. И точно так же любые предупреждения о грозящей за неправильный выбор расплате — это также попытка помешать нам реализовать свою свободу.

Что ж, своя логика в такой позиции есть. Но логика эта ошибочная, поверхностная, наконец, просто опасная. Попробуем разобраться, почему это так.

Да, Творец дал нам полную свободу выбора, включая и возможность выбора в сторону зла. Но это вовсе не означает, что Богу хочется, чтобы наши поступки разрушали созданный им мир, чтобы они вредили всем творениям, в том числе и нам самим. Поэтому одновременно с дарованием свободы Творец дал человеку и знания о мире, о том, как надо себя вести в мире, чтобы не навредить мирозданию, не внести в него хаос, разлад, дисгармонию. Мы абсолютно свободны в течение нашей земной жизни, никто кроме нас самих не может запретить нам совершать ошибки, глупости, преступления. Бог нас не принуждает творить добро, не управляет жестко нашими мыслями, словами и делами. Но за наш свободный неправильный выбор нам придется отвечать. В лучшем случае — в этой жизни, в худшем случае — после смерти. Таков уж закон нашего мира, установленный Творцом.

Никакого лукавства, никакого подвоха в таком положении вещей нет. Это подобно инструктажу перед сложным и длительным туристическим походом: нельзя разводить костер вблизи дерева, нельзя пить воду из грязной лужи, нельзя обгонять и толкать своего друга на узкой горной тропе и т.д. Когда инструктаж закончен, ты можешь сам выбирать, как поступать — инструктор остается на базе, но потом не сетуй, что нарвался на неприятности.

Истинная свобода не тождественна безответственности, безнаказанности. Ответственность за любой поступок нужна нам самим, и нужна она никак не меньше, чем свобода выбора. Это точно такое же, как и свобода, необходимое условие нашего развития в правильном направлении — в направлении реализации своей божественной творческой природы, в направлении к Творцу. Если бы ответственность не наступала, человек довольно быстро смог бы так навредить себе и всему окружающему, что ему уже ничто и никогда не смогло бы помочь. А об ответственности за нарушение воли Бога, за разрушение гармонии мира нас всех предупреждали и не раз, об этом говорится во всех священных книгах, начиная с Авесты и Библии. Если же эти предупреждения остались не услышанными, то мы сами виноваты.

Так что призыв к добру не стоит воспринимать как покушение на свои неотъемлемые права. Это всего лишь напоминание об одном из важнейших правил игры под названием Жизнь. Кому-то данное правило может не нравиться, но не мы эти правила устанавливаем, не нам их менять.

Свобода выбора в сторону зла была дана нам совсем не для того, чтобы мы выбирали именно путь зла. Это было сделано только для того, чтобы для нас не оставался неизвестным ни один из путей, чтобы мы не прельщались запретным плодом только потому, что он запретен. Когда в мире есть зло, мы можем своими глазами увидеть, насколько оно омерзительно, насколько оно враждебно любым частям мира, насколько оно противоречит любой жизни. В лучшем случае мы должны убедиться в абсолютной неприемлемости зла на примере других людей, в худшем случае — на собственном примере. Каждый человек должен в идеале понять, что зло для него — враг, какие бы привлекательные маски оно не надевало. И любые уступки, поблажки, любая помощь злу обязательно ухудшают жизнь, лишают человека свободы самореализации, постепенно превращают его в покорного раба злых сил. Каждый человек должен понять, что жизнь без зла не только возможна, но и гораздо лучше, чем жизнь со злом. Ведь даже в наше время, когда зло так сильно можно найти примеры, доказывающие это. Плохо только то, что многие люди пытаются жить со злом в согласии и сотрудничестве, тем самым отказываясь от своей истинной сути.

Отказ от зла, выбор добра никому не могут принести абсолютно никакого вреда. Это только кажется, что путь зла не менее разнообразен, интересен, привлекателен, чем путь добра. Это только кажется, что, отказываясь от зла, мы лишаем себя как минимум половины мира, наполовину уменьшаем свои возможности, делаем свою жизнь вдвое беднее. Ничуть не бывало. Мир в целом — это и есть добро, а зло — всего лишь разрушение мира, болезнь, паразит на теле мира. Отказ от зла — это отказ в помощи паразиту, разрушающему мир. Мир настолько разнообразен, разносторонен, многогранен, настолько богат возможностями, что в нем можно всегда найти свой собственный путь, не приводящий к разрушению мира или его отдельных частей. Поэтому призыв к добру — это совсем не попытка загнать всех на единственную скучную и однообразную дорогу, это скорее предупреждение об опасности выбора нескольких опасных путей, ведущих в одну грязную пропасть.

Творческое саморазвитие человека никогда и ни при каких условиях не может требовать разрушения, греха, порока, паразитизма, унижения и уничтожения других людей. Ведь человек — творение Бога, причем самое совершенное из творений. Человек — часть мира, несущая в себе потенциальные возможности самого Творца. Поэтому не к лицу ему выбирать путь, ведущий в никуда. Хотя, конечно, запретить ему этого никто не может...


ДОБРО И ЗЛО  > Статьи и отрывки

???????@Mail.ru