ДОБРО И ЗЛО  > Статьи и отрывки

Ю. Новиков

Приобретать — для чего?

Из книги «Добро и зло в нашей жизни. Вопросы и ответы»

Сейчас наши люди наконец-то получили доступ ко всем «благам цивилизации». Магазины ломятся от товаров, предлагается множество услуг. И некоторые россияне даже стали получать столько денег, что могут почти всё это изобилие приобрести. Мы сейчас не будем обсуждать, честные это деньги или нет, это отдельный вопрос. Нас интересует в данный момент именно сам процесс приобретения.

Измученные сплошным дефицитом недавнего прошлого, наши сограждане бросились приобретать всё подряд, увидев для себя именно в процессе приобретения новый смысл жизни, запретный ранее и разрешённый теперь. Остановить их очень сложно. Уже были сообщения о закупке неким разбогатевшим гражданином нескольких сотен пар обуви (коробки заполнили целую комнату), другие покупают по 5-6 телевизоров, по 3-4 автомобиля, по 3-4 квартиры, скупают десятками бриллианты, кто-то постоянно разъезжает по зарубежным курортам и т.д. Наверное, скоро эта волна схлынет, насыщение и даже пресыщение наступят, но пока что эйфория приобретения заслоняет для многих весь мир и не даёт задуматься — а для чего, собственно?

Если честно проанализировать побудительные мотивы приобретателей, то нетрудно заметить, что наиболее часто главным является стремление повысить ими свою самооценку. С помощью приобретений люди стараются успокоить себя, приглушить накопленное недовольство собой, внушить себе, что живут они правильно, что всё в порядке, что только так, как они, и надо выживать в нашем мире. Удовольствие от приобретения становится тем наркотиком, который позволяет забыть на время укоры совести, отход от своих идеалов, отказ от любимого дела, отсечение «ненужных» друзей, отдаление от своих родных, унижения и оскорбления, которые пришлось пережить на пути к благополучию и к возможности приобретать. Каждым приобретением человек стремится внушить себе: «Я не так уж плох, я пожертвовал многим, но не впустую, я стал теперь лучше многих, которые не смогли ничего добиться». Словом цель приобретения — самодовольство. Пусть ненадолго, но я буду себя уважать, собой восхищаться и гордиться.

Кстати, исследования зарубежных социологов говорят, что около 80% всех покупок делается именно ради самого процесса покупки, никакой нужды в приобретаемом нет и в помине. У нас, видимо, то же самое (во всяком случае — среди обеспеченных слоев). Более того, наши граждане, разбогатевшие всего за несколько лет, переживают свой внутренний разлад, вызванный стремительной сменой условий жизни, гораздо острее. Поэтому желание отгородиться от действительности частоколом приобретений принимает порой просто карикатурные формы. Но успокоительное действие «приобретательского наркотика» очень кратковременно, и обычно уже через несколько дней (реже через несколько месяцев) наступает «ломка», требуется новая доза, причём с каждым разом всё большая.

Чем плоха такая зависимость от приобретений? Прежде всего тем, что лишает человека свободы, заставляет его действовать нерационально или даже просто бессмысленно. Кроме того, на алтарь своего пристрастия человек вынужден приносить всё больше и больше денег, честно зарабатывать которые становится всё труднее и труднее. В результате неминуемо растёт количество зла в мире, что уже не нужно, не выгодно никому.

Так что же, любое приобретательство — это всегда зло? Конечно же, нет. Оно может служить злу, но может служить и добру. Всё зависит от цели и результата приобретения. Если цель и единственный результат приобретения — рост гордыни человека, то оно служит злу. Если главная цель приобретения — вызвать зависть окружающих, показать кому-то его ничтожество по сравнению с собой, то приобретение служит злу. Если приобретение вредит другим людям или миру, то оно тоже служит злу. Но если приобретение помогает человеку поддержать здоровым свое тело, стать лучше, развить свои творческие способности, помогает ему очистить от зла других людей и мир, то оно служит добру. То есть критерий очень прост: любое приобретение должно помогать человеку выполнять свое предназначение на Земле, а не мешать этому.

Поэтому прежде чем приобрести что-то, надо просто немного подумать и задать себе вопрос: «А нужно ли мне это?». Рост самооценки от приобретения, конечно, наблюдается практически всегда, но он обычно не слишком велик и, как правило, непродолжителен. А тот, кому для самоуважения нужно постоянно что-то приобретать, — это обычно ущербный, пустой, закомплексованный, суетливый человек. Уверенному в себе, действительно состоявшемуся человеку не нужно никаких искусственных подтверждений его ценности, он самодостаточен и безо всяких излишних приобретений. По-настоящему верующему человеку также ни к чему лишние приобретения, он ориентирован совсем на другие ценности и оценки. Что касается уважения других людей, то оно недорого стоит, если основано исключительно на оценке того, что данному человеку принадлежит. При таком подходе самыми уважаемыми всегда будут преступники, так как ни один честный труд не приносит столько дохода и так быстро, как преступление.

А проще всего определить, что цель приобретения — именно рост самоуважения в том случае, когда человек стремится купить самое дорогое, престижное, модное, редкое, не думая о том, можно ли обойтись более простым и доступным. Надо всегда помнить, что в цене самых дорогих приобретений не менее половины составляет именно плата за самоуважение. Например, самые дорогие автомобили ничуть не лучше по своим потребительским свойствам, чем вдвое-втрое более дешевые. Коллекционные вина с выдержкой более 10 лет способны отличить от трехлетних только профессиональные дегустаторы. Одежда в дорогих бутиках ничуть не лучше такой же или подобной одежды на рынках, где она в несколько раз дешевле. Часы известных швейцарских фирм показывают то же самое время, что и самые дешевые часы безымянных фирм. И если человека не удовлетворяет просто товар, а нужно еще, чтобы он был моден, престижен, дорог, дефицитен, то есть все основания заподозрить у него душевное расстройство, наркотическую зависимость от приобретений.

Не надо также забывать, что любое приобретение — это, по сути, замена своих денег своим же имуществом, то есть в целом человек ничего и не приобретает. Но если деньги не налагают на человека слишком больших обязательств, то любое имущество в чем-то ограничивает его свободу, заставляет его совершать много разных действий и обычно требует новых затрат денег. Это легче всего проследить на примере приобретения автомобиля или жилья. Чем больше у человека имущества, тем меньше свободы — это общее правило. Поэтому призыв к разумному самоограничению в вопросах приобретения — это прежде всего призыв к сохранению своей свободы.

Впрочем, выбирать свой путь каждый должен сам.


15.05.2009


ДОБРО И ЗЛО  > Статьи и отрывки

???????@Mail.ru