ДОБРО И ЗЛО > Статьи и отрывки Ю. Новиков Реинкарнация и выбор между добром и злом
Как известно, существуют две основные точки зрения на сущность жизни человека. Согласно первой из них, душа человека воплощается на Земле один-единственный раз. Согласно второй точке зрения, душа человека может многократно воплощаться на Земле, участвуя в круговороте воплощений, проходя реинкарнацию. Правда, есть еще и третья, так называемая «материалистическая» или «научная» гипотеза, отрицающая вообще существование бессмертной души. Она утверждает, что человек, эта сложнейшая и совершеннейшая система, образуется «сам собой» вследствие незначительных усилий родителей и автоматического действия неких «законов природы». Эту гипотезу мы здесь рассматривать не будем. Примем за аксиому, что Бог, Творец един, что Он есть добро, не может делать зла, а все несчастья с человеком происходят из-за козней дьявола вследствие неправильного выбора самого человека между добром и злом. С этим утверждением согласятся, наверное, многие последователи светлых религий. А теперь посмотрим, как согласуются две указанные точки зрения на сущность жизни человека с этой аксиомой. Но сначала несколько слов о том, какие учения признавали и признают существование реинкарнации, а какие не признают. Однозначно признают реинкарнацию индуизм и буддизм. Признавали реинкарнацию Пифагор и его последователи, а также представители некоторых других древнегреческих философских школ. Признает реинкарнацию зерванизм, эзотерическое направление зороастризма. В наше время реинкарнацию признают также некоторые индийские зороастрийцы (парсы). Частично признает возможность реинкарнации и современный ортодоксальный иранский зороастризм, утверждающий, что души рано умерших детей могут в ряде случаев получать новое воплощение на Земле. Реинкарнацию также признавали древние майя, а по мнению некоторых ученых — и все древние индоевропейские народы. Христианство и мусульманство реинкарнацию однозначно отвергают, хотя до VI в. н.э. некоторые христиане ее признавали. А теперь перейдем непосредственно к теме статьи. Допустим, что правы противники существования реинкарнации, что душа каждого человека воплощается на Земле только однажды. Мы не будем вдаваться в богословские и религиоведческие тонкости, мы всего лишь посмотрим, что из этого следует чисто логически. Итак, созданная Творцом абсолютно чистая душа нового человека попадает на Землю. Она имеет свою собственную индивидуальность, несет в себе уникальный набор черт характера и не менее уникальный набор особенностей судьбы человека. Душа воплощается в определенную эпоху, в определенной стране, в определенном социальном слое и у определенных родителей. Все эти начальные условия воплощения в данном случае могут определяться исключительно Творцом и никем иным, по неким недоступным нашему пониманию принципам. После смерти человека тот же Творец оценивает, как человек вел себя в этой своей единственной жизни и выносит душе свой приговор. Таким образом, в данном случае получается, что Творец сам ставит всех людей в далеко не равные условия, сам определяет одним людям сравнительно легкую и безбедную жизнь, а другим — гарантированные проблемы и лишения. Например, один человек получает заботливых, любящих и здоровых родителей, а другой — жестоких, порочных и больных. Один рождается в сытые и спокойные времена, а другой — во времена войн и разрухи. Один от рождения имеет многие полезные качества: сообразительность, волю, тонкую чувствительность, а другой не имеет. Одному судьба готовит спокойное течение жизни, а другому — многочисленные крутые повороты. Конечно, в дальнейшем многое зависит от самого человека, от его выбора между добром и злом, от происков сил зла, дьявола. Но начальные условия воплощения у всех разные, а их влияние очень часто определяющее. Почему такое происходит? Может ли Творец по-разному относиться к своим самым совершенным творениям, по-разному любить их? Конечно же, нет. Или, может быть, все определяется заслугами и прегрешениями родителей человека? Но почему тогда вновь воплощающийся чистый человек должен отвечать за грехи, за зло других людей? (Простейший пример этого — наследственные болезни). К тому же родителей для каждой вновь посылаемой души опять же подбирает сам Творец. Может ли Творец, источник добра и любви, мстить вновь рождающимся людям за грехи каких-то их далеких предков? Конечно же, нет, ведь месть — порок, от которого бесспорно свободен Творец. Да и почему тогда одним этой гипотетической мести достается гораздо больше, чем другим? Почему детей, причем часто многочисленных детей, получают те родители, которым нельзя доверить воспитание даже какого-нибудь хомячка? И в то же время многие живущие рядом с ними достойнейшие родители не могут заиметь детей в течение всей жизни? Кстати, многие дети в очень раннем возрасте проявляют явную склонность к грехам и порокам, ко лжи, насилию, эгоизму. При этом никаких внешних факторов, толкающих их на этот путь, вроде не наблюдается, и все усилия воспитателей ни к чему не приводят. Другие же дети наоборот, несмотря на грязь и ужас, царящий вокруг, поражают окружающих чистотой и готовностью на любые мучения, лишь бы не быть вовлеченными в круговорот зла. По логике получается, что уже от рождения человек несет в себе внутреннее зло. Но откуда оно может взяться в только что воплощенной чистой душе? Можно, конечно, предположить, что высшая мудрость Творца нам недоступна, что в существующей ситуации есть какой-то глубочайший смысл. Но почему же человек должен строить свою жизнь вслепую, мучиться всеми этими вопросами? Почему любящий нас Отец не разъяснил нам такое, рассматриваемое нами, построение мира ни в одной из священных книг, ни через одного из своих пророков? Да и есть ли вообще логика в таком построении мира? Люди ставятся в заведомо разные начальные условия, решают абсолютно разные жизненные задачи, а потом их оценивают по одной и той же мерке. Или при оценке жизни начальные условия учитываются, и те, кому были созданы изначально тяжелые условия, получают поблажки? Но зачем тогда вообще дается жизнь человеку, если условия его единственного воплощения могут совсем не оставить ему никакой свободы для развития? Кому-то, вероятно, ответы на все эти вопросы абсолютно очевидны. Кто-то о них просто не задумывается. Кто-то утешает себя тем, что «на все воля Божья». Но ум дан человеку Богом не просто так, а для самостоятельного развития и для приближения себя к Творцу. И сформулировать логичные и ясные ответы на эти вопросы в рамках принятого допущения о единственном воплощении крайне непросто, если вообще возможно. Теперь рассмотрим вторую точку зрения — о существовании реинкарнации. В этом случае каждое воплощение — это всего лишь звено в цепи воплощений. Каждый человек проживает не одну краткую жизнь в произвольно выбранную для него эпоху, а активно участвует в жизни мира на протяжении всех эпох, всех этапов существования мира — от вторжения в мир дьявола-разрушителя, до полного и окончательного поражения и уничтожения зла в конце времен. И условия каждого нового воплощения выбираются не произвольно, не по чьей-то прихоти, а строго исходя из результатов предыдущих воплощений, из сложившейся к данному моменту индивидуальности человека. Творец посылает человека на Землю именно в те условия, которые данный конкретный человек сам заслужил, и в которых данный конкретный человек может быть наиболее полезен миру, сможет внести наибольший вклад в борьбу со злом. То есть мы не мимолетные игрушки в руках Творца, а активные и постоянные его помощники, привлекаемые время от времени к процессу развития мира. И в каждом воплощении мы должны развиваться сами, очищаться от внутреннего зла, восстанавливать накопленные разрушения мира. Цель ясна — приближение к Творцу, свободному от всякого зла и безгранично самореализующемуся в сотворении добра. Конечно, далеко не каждый человек выполняет качественно и до конца свою задачу борьбы со злом, многие встают на сторону зла, участвуют в разрушении мира. Для них каждое следующее воплощение — это еще один шанс исправиться, одуматься, сделать в конце концов правильный выбор. Более того, учение о реинкарнации говорит, что души, достигшие достаточно высокого уровня развития, обычно уже не воплощаются на Земле, если только на них не возлагается особо ответственная миссия. Посмотрим теперь, какие же ответы на сформулированные ранее вопросы можно дать, если встать на точку зрения существования реинкарнации. Человек воплощается на Земле не впервые, поэтому он несет в себе внутреннее зло как следствие ошибок прошлых воплощений. Родители, эпоха, страна подбираются ему исходя из его личных качеств, наработанных ранее им самим. Особенности характера и судьбы — это не необъяснимый дар свыше, а собственные наработки. Наследственные болезни человек получит только тогда, когда он их заслужил в прошлом. Ранняя склонность к грехам и порокам объясняется прошлыми грехами человека. Все логично и последовательно. А в течение жизни мы опять же должны постоянно выбирать между добром и злом, укреплять творения Бога и бороться с разрушением мира. Оценивать нас после смерти будут именно по результатам этих наших действий. Но и с учетом всех наших предыдущих воплощений, наработанных нами индивидуальных особенностей личности. Так что призыв к человеку остается все тем же — делай добро, борись со злом. Кстати, в случае признания реинкарнации становятся невозможными оправдания самого себя, связанные с нехваткой времени. Например, человек уже не может сказать: «Жизнь дается один раз! Поэтому надо стремится получить максимум удовольствий, а сколько-нибудь существенно повлиять на весь мир, на соотношение добра и зла в нем я попросту не успею, не стоит и пытаться». Иногда соображениями нехватки времени оправдывают даже собственную подлость, ложь, воровство, насилие, чванство: «Жизнь коротка! И я должен любой ценой побыстрее создать себе базу, чтобы потом совершить много хорошего». В результате происходит опустошение души и сползание к служению злу. Когда же человек ощущает себя бессмертным, как его душа, тогда он понимает, что даже смерть не сможет остановить его участия в деле гармонизации и очищения мира. Ему не надо бояться не успеть завершить добрые дела, не надо излишне долго готовиться к добрым делам и обеспечивать себе безопасный отход в случае неудачи. При признании реинкарнации теряют также смысл выражения «После меня — хоть потоп!», «На мой век хватит — а там хоть трава не расти!» и т.д. Каждый должен понимать, что «после него» ничего в принципе быть не может. Душа каждого человека бессмертна так же, как и мир в целом. И каждую душу могут послать в мир еще и еще раз. Так что все мы просто обязаны беречь и укреплять наш мир вовсе не только для потомков, но и для самих себя, для исполнения воли Творца. И уничтожение природы, разрушение морали, причинение вреда людям вполне могут вернуться к человеку даже после конца его данного воплощения. А почему же тогда человек не помнит своих прошлых воплощений? Во-первых, иногда дети вспоминают события своей прошлой жизни, но чаще всего взрослые не обращают внимания на «фантазии» своих «неразумных» детей. А во-вторых, в этом стирании памяти при рождении есть глубокий смысл — человек просто не смог бы жить с таким тяжелым грузом воспоминаний. Поэтому каждый раз мы начинаем свою жизнь в какой-то степени заново, расплачиваясь за прошлые заслуги и грехи только чертами характера, особенностями судьбы и условиями выбора между добром и злом. Я вовсе не призываю всех немедленно и бесповоротно признать существование реинкарнации. Никакого облегчения жизни от этого быть не может, наоборот, существенно возрастает личная ответственность за судьбу мира. Но, по-моему, данная точка зрения дает ясные ответы на многие важнейшие вопросы. А если эти ответы не устраивают — попробуйте поискать сами, но только не делайте вид, что этих вопросов вообще не существует. И еще один важный момент. Признавая реинкарнацию, не стоит зацикливаться на ней, не стоит считать, что события прошлых воплощений прямо и жестко определяют все события данного воплощения. Ведь далеко не весь объем информации, накопленный в прошлых воплощениях, переходит в следующее воплощение. Иначе всем нам пришлось бы постоянно расплачиваться за многочисленные прошлые ошибки, и для нашего теперешнего свободного выбора просто не осталось бы места. Мы были бы рабами своих прошлых жизней, и в результате жизнь в значительной степени потеряла бы смысл. Накопленный в прошлых жизнях груз в какой-то степени отрабатывается между воплощениями, для чего и существуют рай и ад. В результате вновь воплощающаяся душа уже сильно очищена от прошлого. К моменту воплощения все души уже значительно уравнены в правах, поэтому все они и рождаются именно на Земле. Кроме того, прошлые воплощения прямо определяют условия нашего рождения: место, время, семья, наследственность. И этот факт тоже существенно снижает объем информации, переносимый из прошлых жизней. Так что в дальнейшем заслуги и грехи прошлых воплощений хоть и сказываются, но уже значительно слабее. Наконец, влияние прошлых воплощений практически всегда не прямо и не жестко. Они задают общий фон жизни, притяжение к человеку тех или иных ситуаций, а также характер реакции человека на эти ситуации. Свободный выбор есть у нас всегда, и особенно это относится к выбору между добром и злом. Жизнь может бить человека или улыбаться ему, но главное состоит в том, чему человек служит — добру или злу. А
пытаться досконально разбираться в
своей карме, вспоминать свои прошлые
жизни, каждое событие в своей жизни
объяснять исключительно событиями
прошлых воплощений — это бессмысленно.
Точно так же бессмысленно пытаться
объяснять свою жизнь только поступками
своих предков, влиянием рода. Жизнь дана
нам здесь и сейчас и выбор между добром
и злом мы должны делать сами, и сами же
должны нести за это ответственность. |