ДОБРО И ЗЛО  > Статьи и отрывки

Ю. Новиков

Смысл жизни в самой жизни?

Из книги «Добро и зло в нашей жизни. Вопросы и ответы»

Вынесенное в заголовок статьи утверждение чрезвычайно популярно в наши дни. Его краткость и очевидную парадоксальность многие люди считают верными признаками гениальности, мудрости и безграничной глубины. На самом же деле данное утверждение бессмысленно и представляет собой элементарный уход от вопроса. Попробуем разобраться, почему это так.

Говорить о смысле какого-то явления, события, процесса можно только в одном случае — когда мы признаем, что существует нечто большее, важное, более высокое и ценное, чем рассматриваемое явление, событие, процесс. Только с точки зрения этого высшего можно понять, зачем, с какой целью, почему происходит то, что нас интересует. А иначе все рассуждения о смысле нелепы и смешны. Это все равно, что на вопрос о том, каков смысл вашей работы, вы ответите: «В самом процессе работы». Или я на вопрос, для чего я пишу эту статью, отвечу: «Только для того, чтобы писать эту статью». На вопрос «Зачем вы спите?» надо в таком случае ответить: «Чтобы спать». Согласитесь, все это звучит просто глупо и похоже на стремление поиздеваться над задавшим вопрос.

Можно, конечно, возразить, что жизнь — это самое ценное, что у нас есть, что выше жизни для нас нет ничего, поэтому мы здесь имеем дело с особым случаем. Да, действительно, можно согласиться, что жизнь — самый наш большой дар. Но в то же время это всего лишь только дар, данный нам, причем данный на ограниченное время. А дар никак не может быть выше человека, которому он дан, и тем более — выше того, кто этот дар нам преподнес.

Иначе надо признать, что человек — это и есть жизнь, и именно он сам эту жизнь для себя же и породил. И наслаждение процессом этой самой жизни — это все, что нам нужно, а все то, что этой жизни мешает, надо безжалостно устранять любыми средствами. Никаких правил и ограничений для этого нашего процесса наслаждения жизнью быть не может, никаких высших авторитетов, регламентирующих нашу жизнь, для нас не существует, а после нашей смерти от нас не останется ничего. Только приняв все это, можно безоговорочно согласиться с тем, что «смысл жизни в самой жизни», что живем мы только для того, чтобы жить. Хотя и в этом случае рассматриваемое утверждение — не более чем констатация бесспорного факта, и никакой особой мудрости в себе не содержит. Такую «глубокую» мысль под силу сформулировать любой букашке, любой былинке, любому камню.

Конечно, я утрирую. Когда говорят о том, что «смысл жизни в самой жизни», обычно имеют в виду не только биологическую жизнь отдельного человека, но и жизнь окружающих людей, жизнь общества, человечества, планеты в целом. Но и в этом случае признавать всю эту жизнь смыслом нашего существования никак нельзя. Потому что в мире очень много несовершенства, грязи, греха, порока, зла, чтобы всю эту мешанину без разбора, скопом объявлять смыслом нашего существования. Ну не может быть грязь смыслом жизни! Или уж надо тогда согласиться, что никакой грязи вообще нет, что все вокруг нас совершенно, лучезарно и безгрешно, и нельзя выделять во всем, что нас окружает, хорошее и плохое. А если нам что-то противно, кажется безобразным, отвратным, недостойным, то нам надо просто переделать себя, научиться любить и приумножать ложь, насилие, предательство, бессовестность, бесчестие и любое другое разрушение мира и человека. Если кому-то нравится видеть в этом смысл жизни — это его выбор, но вряд ли такое насилие над собой и над здравым смыслом понравится многим людям.

А вот если мы признаем, что есть нечто более высокое, чем наше временное земное телесное существование, разговор о смысле жизни становится действительно очень важным, самым главным, единственным по-настоящему значимым. Только тогда мы сможем прийти к желанной ясности и однозначности без всяких логических натяжек и без всякого насилия над собой.

Все светлые религии исходят из того, что выше нашей земной жизни — сам человек, его бессмертная душа, а также Бог, Творец мира, давший нам эту земную жизнь. И истинные интересы любого человека и Творца полностью совпадают между собой. И что хорошо для нас, то хорошо и для Бога, а что плохо для нас, то плохо и для Бога. Поэтому смысл нашей жизни как с точки зрения человека, так и с точки зрения Творца — один и тот же. А смысл этот состоит в первую очередь в нашем свободном развитии, в нашей творческой самореализации, в уподоблении человека Творцу. И для того, чтобы нам полностью и по-настоящему реализовать свои возможности надо прежде всего понять, что делать можно, а что делать нельзя, надо прежде всего научиться отличать созданный Творцом совершенный мир от налипшей на него грязи, от накопившихся разрушений изначальной гармонии мира, короче говоря, отличать добро от зла. Иначе мы рискуем посвятить свою жизнь увеличению количества грязи, что не сделает нас самих ни чище, ни совершеннее.

Истинная самореализация человека возможна только на пути укрепления, развития и восстановления гармонии мира, то есть на пути добра. Именно поэтому после нашей смерти нас оценивают по тому, насколько правильно мы отличали добро от зла, сколько мы совершили добра и зла. Такая оценка ни в коем случае не должна нас пугать, мы не должны считать ее чем-то враждебным нам самим. Ведь это и в наших собственных интересах — стать совершеннее.

А вот если чуть-чуть изменить рассматриваемое утверждение таким образом: «Смысл жизни — в истинной жизни», то с ним можно, пожалуй, и согласиться. В этом случае под «истинной жизнью» надо понимать путь саморазвития и очищения нашей бессмертной души, путь ее к Богу. Тогда мы отделяем себя от всех проявлений мирового зла и оцениваем свое существование с точки зрения высших ценностей.


Расширенный вариант статьи на видео:



ДОБРО И ЗЛО  > Статьи и отрывки
???????@Mail.ru