ДОБРО И ЗЛО  > Статьи и отрывки

И.С. Соколов-Микитов

Из "Карачаровских записей"

Никогда не думай о себе, о своих несчастьях. Как бы ни были велики эти несчастья, — всегда помни: кто-то несчастнее тебя! И никогда не любуйся собственными несчастьями. В этом и есть твердость духа...

Только в редкий час можешь рассказать другу... Но ведь таких часов почти нет. И, разумеется, нет таких друзей.

Истинное горе должно быть молчаливо.

В чем смысл постигающих нас несчастий? Большим несчастьем испытывается человек... Постигшее несчастье или возвышает, или убивает...

Чем ближе к концу, к смерти, — ложь непереносимее, боль больнее, острее и слух и глаз. Что мог переносить в себе, в других, — переносить больше невмоготу.

Не смерти нужно бояться, жизни: жизнь мучает, жизнь держит в когтях. Войны, насилия — боязнь смерти. Стоит победить боязнь, — все кончится, наступит освобождение. Без боязни смерти невозможно никакое насилие (именно поэтому и пугают смертной казнью).

Зачем мы родимся, зачем умираем, зачем мы живем? Все тайна. Все знает один Бог.

Убить одного человека — преступление, карается законом. Убивать на войне, расстреливать, мучить, истреблять тысячи, миллионы жизней — подвиг, поощряется наградой. Но вот войны-то и развратили всех, все соскочило с зарубок... «Убить человека, что трубку выкурить». И как, чем остановишь? Новой войной? Новыми преступлениями?

Ложь, ложь, ложь... Ложь во всех позах, в смраде дыхания. Задыхаемся от смрада лжи... О, Господи!

Боже мой, как несчастлив, как изуродован современный «цивилизованный» человек, теперь уже живущий в страхе неминуемой гибели, и как, в сущности, безнадежно и мрачно его близкое будущее.

Сколько бы ни гордились, человек стал беспомощней и зависимей, чем во времена пещерного (каменного) века.

Счастье и доброту и радость убивает страх.

Боже мой, как фальшивы восторги перед нашими «великими достижениями», которые в конце концов сулят великие голод и нищету (о рабстве и говорить нечего).

Как непохожи дети: есть отвратительные и есть милые, как цветы. Смотришь на отвратительных, видишь: будущий мерзавец, прохвост. Милые дети — радость. Им радуешься, как чистым цветам земли.

Как бы ни была сложна и печальна жизнь, благодарю Бога за то, что мне дал: за любовь, за свет, за чистоту сердца. Зла никому не желал, не желаю. И когда придется из жизни уходить, скажу: благословенна любовь, благословенна жизнь, желание смерти — полет в вечность.

История человечества полна страданий. Народы приходили и уходили. Возникали и исчезали цивилизации. Формы насилия менялись. Но все, в основном, оставалось. Что обещает человечеству современная цивилизация? Угрозу гибели и войну, в тысячу раз грознее войн прошлого, или спасение, взлет?..

Слабый может быть очень жестоким. Жестокость и есть признак слабости. Уверенному в своей силе зачем быть жестоким? Он милостив, доброжелателен, добродушен и добр.

Зло делать проще, поэтому так распространено зло...

Если основа добра — самопожертвование, то зависть — основа зла...

Способность любви так же редко дается людям, как всякая одаренность. Как часто выдают за любовь подделку. Основа (истинной) любви — (материнство) самоотвержение, жалость. Для матери нет разницы между ребенком уродливым и прелестным. Урода, несчастного, негодяя она больше жалеет. Такова подлинная любовь. А какая цена любви, не имеющей этой материнской основы?

Вкус воспитывает или природа или самая высокая цивилизация. Взгляни на орнамент дикарей или на поморские крестики. Какое чувство меры, какая игра красок! Вот это чувство красоты безнадежно теперь утрачено. И пишем и говорим, не чувствуя никакой меры. Не замечаем безобразного — вот что всего страшнее и всего безнадежнее.

Несчастье не соединяет людей, а разъединяет. Где нищета, там раздор, воровство и разбой, где теснота, там драки и ссоры (поножовщина). Дать людям немного простора — как все изменится! Человек станет радоваться человеку.

Насильственное объединение ожесточает. Мы забыли, что самое приятное — делать добро.

Даже маленькая услуга, которую сделал ближнему, ободряет. День, начатый добром, — счастливый день. Даже если солнце не светит, и то светло.

Всему можно поверить, любым «преобразованиям» и переменам, совершаемым якобы для «блага народа». Одному никогда не поверю, — что злом можно сотворить добро. Чем сильнее насилие, тем зла и ненависти больше. Это закон непреложный, подобный физическому закону, другого закона нет. Так подсказывает сердце, так утверждает сознание.

Не все ли равно, какой вывеской прикрыто насилие, какие придумываются для оправдания зла формы? Зло всегда зло, добро всегда добро.

Зло «доступнее» добра. Поэтому зло распространеннее. Совершая зло, не приходится ничем жертвовать, добро требует самопожертвования. Отниму, обижу, убью — так просто! Отдам, поддержу, прощу, возьму на себя — это труднее.

Мы разучились отличать добро от зла (живем по готовым формам), и зло растет уже неудержимо.

От этого такое ожесточение.


ДОБРО И ЗЛО  > Статьи и отрывки

???????@Mail.ru