ДОБРО И ЗЛО > Статьи и отрывки Ю. Новиков О чём не знает Бог?
Когда атеисты хотят разоблачить религиозные представления, они очень часто обращаются к вопросу о всеведении, всезнании Бога. Например, они спрашивают: «Если Бог всеведущ, то почему же он допускает такие безобразия, такие ужасы, которые творят люди?» Или ещё: «Если Бог всезнающий, то почему же он создал таких несовершенных людей, которые стали выбирать зло и верно ему служить?» Или такой ещё вопрос: «Если Бог знает, что родится какой-нибудь негодяй, мерзавец, разрушитель мира, то зачем же он допускает его рождение?» Если исходить из расхожего среди верующих мнения, что Бог всё знает, что без его воли ничего не происходит, то действительно получается логическая ловушка. Раз всезнающий Бог не предотвращает зло заранее, получается, что зло Богу для чего-то нужно. Но тогда как же это согласовать с утверждением о том, что Бог всеблаг, не делает и не может делать зла, что зло враждебно Богу? В чём же тут подвох? Неужели это противоречие неразрешимо? Конечно, нет. Просто не надо пытаться описать сущность Бога, Творца вселенной двумя-тремя простыми словами. Полностью его сущность мы никогда не познаем, причём даже подойти близко к её пониманию нам не дано. Но в данном случае как раз всё очень просто. И даже на уровне нашей обыденной логики ясно, что противоречия никакого нет. Бог конечно же всеведущ в том смысле, в каком он сам захотел, приступая к созданию мира. Он знает всё, что было. Он знает всё, что есть сейчас. Он с самого начала Творения знал, какая судьба может ждать мир. Он точно знает, что будет с миром в конце времён. Это вполне можно назвать всеведением. Но вот то, что будет завтра, что будет с миром в ближайшем будущем, он не знает и знать не может. Почему? Да потому что именно таким он и создал наш мир. С самого начала Бог заложил в основу мира принцип свободы выбора между добром и злом, особенно для своего самого совершенного Творения — человека. С какой целью? А чтобы каждый человек имел шанс максимально полного развития, достижения уровня самого Творца. Но такое развитие невозможно без полной свободы. Человек должен сам, по своей свободной воле выбрать добро и отказаться от зла, выбрать гармонию мира и отказаться от её разрушения. Конечно, Бог понимал, чем это грозит созданному им миру, к каким разрушениям это может привести. Но иначе мир был бы статичным, полностью предсказуемым, не развивающимся. Наверное, подобный мир, да ещё и населённый безусловно послушными марионетками, Богу просто не интересен. Итак, у человека есть свобода выбора между добром и злом, причём свобода эта не фиктивная, не декларативная, а истинная, как и всё, что даёт Бог. А раз такая свобода есть, то человек в любой момент может сделать непредсказуемый выбор, выбор в сторону добра или зла. И если выберет зло, то увеличит разрушения гармонии мира, увеличит власть над собой сил зла, удалится от Бога. А если выберет добро, то встанет на путь гармонизации мира, приближения к Богу, освобождения от сил зла. Конечно, Бог хочет, чтобы человек выбирал добро. Для этого человеку была дана совесть, даны разум и интуиция, даны священные тексты и нравственные правила. Однако никакого принуждения нет и не будет. Сам думай и выбирай, но сам и неси потом ответственность за свой выбор. И так будет продолжаться в течение всего времени, отпущенного нам для свободного обучения в мире. А
в конце времён придёт время экзаменов,
ответов за все свои поступки. Тогда уже
у нас не будет возможности выбирать
зло, потому что всё зло мира будет
повержено и уничтожено. Тогда уже наши
души будут полностью очищены от зла,
получат бессмертные новые тела и придут
к Богу. Но до этого ещё надо дожить. А
доживём мы все, так как души наши вечны.
И обо всём этом, конечно же, знает Бог,
всеведущий и всезнающий. |