Прочитала несколько Ваших статей и кое-что из книг, и не могу не поделиться своими впечатлениями.
Первое: хочу Вас поблагодарить за то, что Вы вообще подняли такую важную и злободневную тему, как проблема выбора между добром и злом; посвятили ей столько времени и творческих сил. Ведь до Вас за неё, практически никто не брался.
Сегодня эту тему почему-то вообще мало кто поднимает, хотя проблема стоит очень остро: мы все безудержно катимся в пропасть зла,.. нравственной и психологической деградации, физического вырождения. И никто серьёзно не пытается остановить это падение (к сожалению, даже православная церковь не знает сегодня, как сделать это)… В умах людей – полная путаница, полное смешение ценностей истинных и ценностей ложных(суррогатных).
Вы совершенно правильно заметили, что проблему добра и зла мало кто понимает, осознаёт, и вообще признаёт её наличие. Я совершенно согласна с Вами и в том, что современная лже-терпимость и так называемое «уважение к правам и свободам граждан» есть не что иное, как бездумная вседозволенность,официально данное обществом своим гражданам право на распущенность, безнравственность, примитивное потребительство.
К сожалению, в Ваших работах преобладают общие фразы; Вы мало конкретизируете. Самый главный недостаток Ваших работ, на мой взгляд, - это отсутствие чёткой формулировки добра и зла и чётких критериев их различения; слабая конкретизация тех форм, в которых они выступают. Вы , практически, не указываете, какие же конкретно грехи и пороки человека существуют, как конкретно с ними надо бороться. Именно поэтому, в Ваших работах так много неопределённого, неконкретного, а во многом – даже наивного.
Вы правильно пишете о человеческом субъективизме в оценках добра и зла, но не пишете, как же всё-таки самому не быть субъективным. Поэтому субъективны - сами и учите субъективизму читателей. Вашим читателям, по-прежнему, трудно различать истинное добро и зло в повседневной жизни, и уж тем более, приступать к результативной борьбе со злом (хотя, огромной, несомненной ценностью Ваших работ является уже тот факт, что Вы заставляете читателя задуматься над этой проблемой).
Вы много и расплывчато пишете о ценностях но, практически, не выделяете те нравственные ценности, которые способствуют гармоничному развитию человека и общества, и те, которые, напротив, приводят к деградации.
Вы – не христианин, и поэтому упускаете из виду тот важный факт, что именно наша русская историческая православная культура несёт в себе все истинные ценности нравственного развития человека и общества.
Вы не даёте, также, оценку тому конкретному факту, что именно с Запада, на волне современной западной антикультуры, зло сегодня стремительно внедряется в наше общество.
Правильно обращая внимание на необходимость запретов, Вы не конкретизируете того, что обществу для пресечения зла нужны чёткие, однозначные нравственные законы, запрещающие безнравственные формы поведения, но требующие от него поведения нравственного( что, в какой-то мере было при советской власти)…
Вы также не признаёте того очевидного факта, что зло, будучи примитивным по существу , влияет на человека, в первую очередь, через самую примитивную часть его существа – через низменные инстинкты…
Безусловно, критиковать и замечать недостатки в чужих работах куда легче, чем писать их самому, и, тем более, чем быть первопроходцем в новом направлении. Поэтому, нельзя не признать очевидной ценности Ваших пионерских работ, посвященных сверхважной теме понимания и разделения добра и зла. Быть первому всегда труднее; первый не может не ошибаться,.. не может всё учесть, всё охватить…
Однако, очень важной является та отправная точка, основа, от которой отталкивается первопроходец, в частности - то духовно-философское учение, на котором он строит свои рассуждения… Главное - это то, в какой мере содержит Истину это учение…
Нельзя не оценить, также, тот огромный творческий и аналитический труд, который Вы затратили на написание своих работ и Ваше прекрасное благородное побуждение – разъяснить обществу суть добра и зла, призвать к борьбе со злом. И за это – мой Вам поклон.
Хочется верить, что недалек тот час, когда и Вы согласитесь с тем фактом, что Зороастризм – это прошедший, начальный этап духовной мысли Человечества. Он объясняет многое, но многое упускает, многого не учитывает; не знает и не понимает самого главного. Ответы же на все поднятые вопросы даёт человечеству только православное Христианство ( хотя до сих пор никто, к сожалению, не взялся их обобщить, выделить, сформулировать применительно к той архиважной теме, которую Вы подняли).
С уважением, Анна Петровна.
Ответ: Уважаемая Анна Петровна! Большое спасибо Вам за внимание к моему сайту и высокую оценку моих работ. Вы правы, сейчас на тему добра и зла пишут и говорят очень мало. Но именно сейчас это крайне необходимо. Я, как и Вы, очень сожалею, что современные философы, религиозные мыслители, священники предпочитают говорить о чем угодно, но только не о самом главном — о добре и зле, о выборе между ними, необходимом и важнейшем деле для каждого человека.
Теперь по сути Ваших замечаний. С некоторыми из них я готов согласиться. Например, я, действительно, не перечисляю прямо всех грехов и не предлагаю конкретных способов борьбы с ними. Но, во-первых, основные грехи всем известны, они перечислены в десяти заповедях, с которыми знакомы, наверное, все. Остальные грехи настолько разнообразны, что даже перечислить их очень трудно. По-моему, главное понять, что любой поступок, ведущий к нарушению гармонии мира, к разрушению мира и его частей, к вражде, вырождению, паразитизму, противостоянию — это грех. Во-вторых, способов борьбы с грехами может быть предложено множество, но они не будут универсальными для всех людей и во всех ситуациях. Причем практически любой способ борьбы со злом, если возвести его в абсолют, может порождать новое зло, поэтому здесь надо быть крайне осторожным. Но я постараюсь в дальнейшем освещать этот вопрос более детально.
На другие Ваши замечания, как мне кажется, есть ответы в моих книгах и статьях. Возможно, они отпадут сами собой, если Вы прочитаете полностью книгу «Добро и зло». В статьях — только короткие реплики по разным аспектам проблемы.
Не согласен с Вашей оценкой роли зороастризма. Учение о добре и зле не может устареть никогда. Точно так же никогда не устареет и христианство, к которому я отношусь с не меньшим уважением. По-моему, никаких принципиальных разногласий в отношении к добру и злу у христианства и зороастризма не существует. Не случайно рождение Христа было предсказано Заратуштрой, и зороастрийские жрецы первыми поклонились Спасителю. Кстати, если бы Вы порекомендовали мне работы о добре и зле с позиций православного христианства, я бы с большим удовольствием дал на них ссылки в разделе «Библиотека». С уважением, Ю. Новиков.
219.Андрійко(18.01.2006 03:50)
0
Горячая дискуссия об объективном подходе к добру и злу. Вот адрес: http://www.ateism.ru/cgi-bin/atheism/msgbook/max.pl?t=m1723
Ответ: Уважаемый Андрійко! Спасибо за приглашение на дискуссию. Посмотрю, если будет время. Но сам я стараюсь не участвовать в дискуссиях на форумах. Практика показывает, что участники подобных дискуссий чаще всего просто не желают слышать друг друга. В ответ на самые подробные и аргументированные послания следует повтор примитивных коротеньких мыслей. Нередки и личные нападки и нецензурщина. Мне это неинтересно. Человек сам должен захотеть серьезно разобраться в теме, для чего нужно подробно изучить имеющиеся взгляды. А обычно он выдвигает некий затасканный ложный тезис и требует, чтобы его в двух словах переубедили. Это невозможно и бессмысленно. Кстати, было бы интересно узнать Ваше мнение о моем сайте. С уважением, Ю. Новиков
218.Сергей(15.01.2006 15:49)
0
Зло - есть повреждённое Добро...
Ответ: Уважаемый Сергей! Я не совсем понял, что Вы хотели сказать своим сверхкратким посланием. Считаете ли Вы данное определение зла исчерпывающим? Считаете ли Вы что это определение полностью опровергает или наоборот кратко резюмирует мои работы? Теперь по существу Вашего определения. Частично Вы правы. Добро — это изначальная гармония мира, зло — нарушение этой гармонии, её «повреждение». Все так. Но нарушение гармонии — это результат действия сил зла и служителей зла. Поэтому точнее было бы сформулировать так: «Зло есть то, что повреждает добро, процесс повреждения добра и поврежденное добро». То есть разрушитель, процесс разрушения и результат разрушения мира. С уважением, Ю. Новиков
217.Dick(10.01.2006 12:57)
0
Классную религию придумал, Юрий! Прям хочется поверить. Жаль не все осилят такие большие книги. Хорошо бы написать тезисы религии в маленький текстик для таких как я.
Ответ: Уважаемый Dick! Мне приятно, что Вам понравилось. Но не советую Вам так легко и быстро менять свои убеждения. То, что быстро принято, обычно быстро и разочаровывает. Думайте, сопоставляйте, решайте взвешенно и надолго. Для этого в книгах как раз и рассмотрено так много вопросов и срезов проблемы. Насчет изложения тезисов учения кратко в отдельной статье я подумаю. Спасибо за предложение.
Кстати, эту религию, это учение придумал вовсе не я, оно появилось задолго до меня, как минимум, четыре тысячи лет назад. Мне было бы лестно быть автором, но я всего лишь проводник древних идей и их интерпретатор в применении к современности. С уважением, Ю. Новиков
216.Евгений(08.01.2006 11:04)
0
Здравствуйте! Как и Вас, меня черезвычайно волнуют темы добра и зла, смысла жизни и другие "вечные вопросы". Много думаю и пишу на эти темы, но пока лишь в рамках небольших статей. На Ваш сайт меня привела ссылка, котоуыу Вы, а может быть кто-то из Ваших читателей, оставили в комментариях к одной из таких коротеньких заметок. Я прочёл несколько глав из Ваших книг и хочу поделиться сложившимся мнением. Я полностью согласен с Вами, что проблемы добра и зла стоят в наше время черезвычайно остро. Чем больше возможности человечества, тем большая ответственность на нём лежит. Мы сегодня ни в моральном, ни в духовном плане не соответствуем накопленному научному и техническому потенциалу и это приводит к перекосу в его использовании, к дисгармонии. Каждый, кто это видит и понимает, не может оставаться равнодушным и так или иначе пытается вложить свою лепту в исправление ситуации. Чтобы эта работа была наиболее эффективной, подобным людям нужно как-то объединяться, действовать сообща. Но беда в том, что проблемы, накопленные обществом, незримо присутствуют в подсознании каждого из нас, тормозят и разрушают процесс объединения. Поэтому, чтобы суметь принести обществу наибольшую пользу, перестройку нужно начинать с себя и пытаться говорить с миром на волнах гармонии, обретённой в собственной душе. В Ваших книгах слышится искреннее желание улучшить наше общество, но, к сожалению, в них самих много симптомов тех самых болезней, которые Вы пытаетесь описать. Главный, на мой взгляд, диссонанс или, выражаясь Вашим языком, негармоничность в том, что вы отстраняетесь от нашего общества, выделяете себя из него и занимаете позицию некого пророка. Из-за этого многое, из сказанного вами, при формальной правильности теряет смысл. В ваших текстах много внутреннего непокоя, обиды, раздражения. Это искажает и "зашумляет" тот позитивный посыл, который также в них присутствует. Это смещает акцент с заявленных вопросов о добре и зле на поиск признания, на стремление доказать состоятельность своей личности. На мой взгляд, Вы слишком торопитесь заявить миру о себе, поэтому в Ваши книги и статьи прокрадывается фальшь. Их форма не соответствует тому, что вы пытаетесь сказать, поэтому от них остаётся впечатление непрофессионализма и недостаточной глубины. Мне хочется пожелать Вам внутренней гармонии и душевного покоя, т.к. именно это состояние, на мой взгляд, составляет истинное счастье человека и именно из него можно максимально резлизовать заложенный в каждом потенциал. С уважением Евгений.
Ответ: Уважаемый Евгений! Спасибо Вам за интерес к моему сайту и отзыв о моих работах. Полностью разделяю Ваше мнение, что проблема добра и зла стоит сейчас чрезвычайно остро. Согласен, что недостаток духовности ставит наше общество на грань самоуничтожения. Вы правы также, что служить добру люди должны сообща.
Теперь о Ваших замечаниях. Конечно, все мы не свободны от пороков общества. Конечно, далеко не всегда удается изложить свои взгляды так, чтобы никого не обидеть, чтобы форма изложения пришлась всем по вкусу. Но, наверное, главное — не форма, а содержание. Как я понял, к содержанию у Вас особых претензий нет.
Я всегда стараюсь максимально снизить влияние своей личности на читателя. В основе моих рассуждений — общеизвестные истины, выводы мои, на мой взгляд, построены на очевидной логике. Я ни в коем случае не претендую на звание пророка, я вообще о себе ничего не говорю. Но обид на современное общество у меня действительно много. Мы всё дальше и дальше уходим от того гармоничного мира, который был создан Творцом. И самое главное — большинство людей радостно приветствуют это разложение. На мой взгляд, их надо разбудить, расшевелить, встряхнуть — отсюда полемический тон моих работ.
Что касается «непрофессионализма» и «недостаточной глубины». Я вовсе не утверждаю, что знаю всё. Я хочу только, чтобы читатели начали размышлять о добре и зле и сделали правильный выбор — выбор в пользу добра. Если Вы сообщите мне о более профессиональных и глубоких работах, я буду Вам очень признателен.
Думаю, что посетители моего сайта, если захотят, ознакомятся с Вашими работами по приведенной Вами ссылке. Надеюсь, они их оценят по достоинству. С уважением, Ю. Новиков
215.Сергей(07.01.2006 16:05)
0
Спасибо Вам за Вашу работу. Ваши книги очень вовремя и именно то что нужно сейчас, в наше время, когда утеряны всякие ориентиры и непонятно как нужно жить и ради чего? Вспоминать древнюю религию или создавать новую духовность, нового Бога? Или катиться по наклонной простого потребления, поиска простых удовольствий? Жду с интересом выхода следующих Ваших книг. С Уважением. Сергей.
Ответ: Уважаемый Сергей! Спасибо Вам за добрые слова. Абсолютно согласен с Вами, что сейчас чрезвычайно важно не потерять окончательно самые главные ориентиры, сохранить остатки духовности. Следующие главы моих книг будут скоро опубликованы на сайте. С уважением, Ю. Новиков
214.Антон(19.12.2005 15:01)
0
Спасибо, Юрий! Ваш сайт – СУПЕР!
Ответ: Спасибо Вам, Антон, за добрые слова. С уважением, Ю. Новиков
213.Светлана Петровна(14.12.2005 18:00)
0
Здравствуйте, Юрий! Очень правильная статья о книгах: «Как много разных книг...». Сейчас уже дошло до того, что 60 процентов школьников не читают книги (это по оценкам специалистов, да и по моим личным наблюдениям тоже). Конечно вина в этом и издателей за выпускаемую низкопробную в основном литературу и современных писателей, пишущих однодневные романы и детективы.
Но хочу Вас порадовать. Ваши книги школьники читают можно сказать взахлёб (спасибо, что поместили в интернете). Я преподаю литературу. Так мы даже на одном из уроков обсуждали Вашу книгу «Добро и зло» по инициативе ребят. Равнодушных не было. Все просто «загорелись». И это очень приятно. Книги у Вас действительно очень нужные, написаны понятно, правильным русским языком, стиль прекрасный. Обсуждать тему добра и зла нужно, потому что сейчас растут проблемы национализма, бездуховности, бессовестности. А в Ваших книгах как раз находишь ответы на эти животрепещущие вопросы.
Спасибо огромное! Удачи и успехов в таком нужном всем нам деле!
С уважением, Светлана Петровна
Ответ: Уважаемая Светлана Петровна! Вы правы, читать стали сейчас гораздо меньше. Издаваемая сейчас макулатура кого хочешь отучит от чтения. Нельзя же постоянно жевать пустую жвачку, от которой не остается ничего полезного. И особенно плохо, что издатели ведут себя не как ответственные просветители народа, а как вороватые дельцы, для которых важно схватить побольше здесь и сейчас, а дальше — не важно.
Очень рад, что Вам и Вашим ученикам понравилась моя книга. Я всегда был уверен, что в каждом поколении обязательно есть люди, которым интересны важнейшие проблемы, которым небезразличны вопросы мироустройства и морали. Так что еще не все потеряно, у человечества еще есть шанс на выживание. С уважением, Ю. Новиков
212.Сергей(03.12.2005 23:21)
0
Очень признателен создателю и автору сайта!
Ответ: Спасибо Вам за отзыв, Сергей. Заходите еще. В ближайшие месяц-два на сайте будут помещены новые главы из моих книг. С уважением, Ю. Новиков
211.INGA(02.12.2005 11:38)
0
Здравствуйте Юрий! Ваши книги мне реально помогли в жизни. Я могла бы повторить много хорошего из того, что написано у Вас в гостевой. Но больше всего я согласна с отзывом Михаила (от 26.12.04) о том, что в философских книгах и религиях нет четкого понятия о добре и зле. И что Ваши книги ясные, понятные, непротиворечивые. Спасибо Вам огромное! :-)))
Ответ: Спасибо Вам, INGA, за хороший отзыв. Согласен с Вами, что в философских и религиозных книгах, как правило, очень трудно найти систематическое изложение темы о добре и зле. Но, согласитесь, что древние религиозные тексты посвящены довольно часто именно тому, что хорошо, а что плохо, что следует делать, а что запрещено. А вот современные авторы как раз сознательно избегают этих вопросов. И получается, что в большинстве случаев нам полезнее именно древние тексты. Или их доступное изложение и интерпретация, как в случае моих книг. С уважением, Ю. Новиков
210.Геннадий(12.11.2005 17:10)
0
Пока из того, что я нашел в Сети, это лучший сайт на тему Добра и Зла. Поисковики все тоже согласны – выдают под первым номером по словам «добро и зло». Это объективная оценка! Обстоятельное, грамотное и неспешное рассмотрение всех аспектов проблемы. Мои благодарности создателям сайта.
Ответ: Спасибо Вам, Геннадий, за отзыв и хорошие новости. С уважением, Ю. Новиков
209.Полина(06.11.2005 12:40)
0
Здравствуйте, Юрий! Мне понравился Ваш сайт. Очень познавательные у Вас книги. Спасибо.
Ответ: Спасибо Вам, Полина. Заходите еще. С уважением, Ю. Новиков
208.Пётр(22.10.2005 17:40)
0
Можно где-нибудь купить ваши книги на бумаге или в аудио-формате MP3?
Ответ: Уважаемый Пётр! К сожалению, мои книги (две из трех) пока есть только в журнальном варианте (см. раздел «Публикации»). Сейчас интерес к книгам проявляют три издательства. Я веду с ними переговоры. Если будет результат, то есть выйдут книги, я обязательно сообщу об этом в разделе «Публикации». Пока все упирается в мнение торговли о том, что подобные книги народу не нужны, что народ покупает только детективы и любовные романы. То есть десятки тысяч посещений моего сайта — для них пустой звук. Кстати, одно из этих трех издательств издает и аудиокниги тоже. С уважением, Ю. Новиков
207.Ф. Сафаров(20.10.2005 15:15)
0
Вы правильно отметили, что весь Ваш материал – это прописные ИСТИНЫ, извесные очень многим и не вызывающие особых возражений. Ваша заслуга только в том, что Вы эти истины выстроили в монолитную СИСТЕМУ и показали, что эта система ЖИВАЯ, что она помогает разобраться в жизни, составить свое мнение обо всем, что нас окружает. Кому-то покажется, что невеликазаслуга, но по моему именно этого и не хватает нам сейчас, когда все помешались на безграничном плюрализме, всепрощающей терпимости, мутной безыдейности. Спасибо Вам за то, что многие Ваши мысли сталитеперь и моими мыслями. Ф. Сафаров
Ответ: Спасибо Вам за отзыв. Вы совершенно правильно сформулировали мою задачу. Надеюсь, я ее выполнил хотя бы частично. Элементарные истины мало знать и изредка повторять, на них надо постоянно ориентироваться во всех делах. С уважением, Ю. Новиков
206.(18.10.2005 21:54)
0
Все хорошо, молодцы учите добру, но почему эзотеризм? Религия основаная на огне, на субстанции противоположной человеческой сущности, по сути субстанции которая является нашим главным врагом (Сатана сделан из огня) не минуемым уделом бесчинствующих. Не все свет, что ослепляет.
Ответ: Спасибо Вам за отзыв и похвалу в адрес сайта. Действительно, главная задача сайта — призыв к добру и свету, к их всестороннему изучению и к их поддержке. Теперь по сути Ваших замечаний.
Как экзотерическая, так и эзотерическая части зороастризма учат исключительно добру, призывают человека помогать Богу и бороться с сатаной. Никакого кардинального противоречия между этими двумя частями учения нет. К другим «эзотерическим» учениям все материалы сайта не имеют никакого отношения.
Что касается огня. Зороастризм вовсе не является поклонением огню. Просто огонь широко используется в храмах для богослужений, как, впрочем, и в других религиях светлого направления. Как одна из четырех созданных Творцом природных стихий (вместе с воздухом, землей и водой), огонь не противоположен человеческой сущности. Наш дух — это частица божественного огня. В нашем творчестве, в нашей воле, энергии тоже проявляется данный нам свыше огонь. В зороастризме огонь считается символом творческого начала, энергии Творца, пронизывающей все сущее. Огонь используется в очистительных обрядах и богослужении, так как считается наименее оскверненной стихией. Но молитвы адресуются не огню, а Творцу и созданным им себе в помощь светлым силам. С уважением, Ю. Новиков